Администратор президента

27 июня 2017 / 0:42
2872
Публикации

Год назад глава государства провел перестановки в высших эшелонах власти. Кадровая ротация прошла в нескольких центрах властной вертикали – президентской администрации и Мажилисе. Первую структуру возглавил Адильбек Джаксыбеков, вторую – Нурлан Нигматулин. Этой комбинацией Президент начал перегруппировку, которая продолжилась сменой главы Правительства и сформировала текущий расклад сил. Что в итоге изменилось?  

 

Крупными мазками

За минувший год ожидание, как казалось, неминуемого политического кризиса, сменилось на ощущение, что власть как никогда прочно стоит на ногах. Над госаппаратом был поднят модернизационный стяг, хотя прошлым летом, после земельных протестов и актюбинского теракта, многие считали, что коней оседлают силовики, а государство начнет «закручивать гайки» и бросит клич консолидироваться против угрозы терроризма. Принимаемые властью меры самолечения многие считают  гомеопатической терапией, но тем не менее за минувший год:   

  • проведена конституционная реформа, заложившая вектор развития политической системы от суперпрезидентской к президентской форме правления.

  • идеологическая работа перезагружена и настроена на корреляцию с общественной повесткой.  

  • запущен процесс обновления правоохранительной системы, очищения государственного аппарата от коррупции.

  • перестраивается коммуникационная составляющая госуправления с точки зрения её эффективности.  

Одним словом, власть пытается вернуться в реальность. Делает это она в силу собственных представлений о перезагрузке. И у Джаксыбекова в этом процессе своя роль.  

 

Заказчик-генподрядчик-субподрядчики

В силу конструктивных особенностей властной вертикали номинально вычленить и составить конкретный кейс руководителя президентской администрации сложно. С одной стороны, каждое направление модернизации делегировано профильным руководителям: идеологию перезагружает Марат Тажин; новый курс в правоохранительном блоке прокладывает Генпрокуратура во главе с Жакипом Асановым; коммуникационное переформатирование за министром Дауреном Абаевым. Перестраивают свою работу и Правительство с Парламентом. С другой стороны, система управления выстроена таким образом, что президентская администрация выступает приводным ремнем, который придает всему процессу необходимую динамику. Условно говоря, Администрация Президента это генеральный подрядчик, которому Глава государства – как основной заказчик определяет фронт работ, и та между госорганами-субподрядчиками распределяет задачи, контролирует их выполнение и сроки. В данной схеме именно руководитель АП лично отвечает перед Президентом за общую операционную работу по модернизационной повестке.

 

Системный стабилизатор  

Как нам кажется, когда Президент Назарбаев выбирал генерального подрядчика, который должен был запустить процесс модернизации и самообновления власти, важную роль сыграли две компетенции Адильбека Джаксыбекова.

Во-первых, можно вспомнить, что уже вторая конституционная реформа проводится в тот момент, когда АП возглавляет г-н Джаксыбеков. Почему Президент еще раз доверил ему эту работу? Руководителя АП сложно назвать либералом, скорее, он прагматичный менеджер, который заточен на достижение поставленной цели и при этом умеет точно оценивать риски.

Во-вторых, «второе пришествие» Адильбека Джаксыбекова в АП опять произошло на фоне общественно-политического кризиса. В прошлый раз он пришел в администрацию в момент резкого обострения отношений с оппозицией и внутриэлитных противоречий. Второй призыв состоялся после земельных протестов, которые выявили серьезные проблемы в системе госуправления. В обоих случаях Джаксыбеков, подчеркнуто дистанцирующийся от всех групп влияния и остающийся, по его же собственному выражению, лишь «солдатом Президента», играет роль стабилизатора системы (дважды АП руководил Сарыбай Калмурзаев, однако по общему стажу г-н Джаксыбеков остается лидером).

 

Штрихи  

Как и в свой первый призыв в АП, Адильбек Джаксыбеков демонстрирует умение соблюдать баланс между стабильностью системы и решением задач по её модернизации, поддерживать равновесие во внутриэлитных процессах, подчинять ведомственные интересы достижению стратегических целей. И похоже, что такой  подход эффективно работает. Государство последовательно, без ажиотажа распутывает проблемы и выходит на вполне понятный и привычный нам эволюционный вектор.

 

Нурболат МУСАБАЕВ

  

 

Нравится

Трибуна

Все о политике в Кыргызстане
Кыргызстан
© 2012-2018. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане