Асылбек Избаиров: Любой переход или действия в сторону одной из конфессии нарушает принцип светскости

1 июля 2017 / 10:25
1893 3
Публикации

Государство всерьез взялось за религиозную сферу. Ответным «пряником» на экстремизм, в том числе религиозный, послужила Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017–2020 годы, которую недавно утвердил глава государства. Документ, состоящий из 27 страниц, призван если не решить проблемы с радикалами, то, во всяком случае, уменьшить их влияние в Казахстане. В документе особое значение придали понятию светскости. Авторы документа надеются, что задачи государственной политики в религиозной сфере будут решены только посредством достижения приоритетов развития светского Казахстана и обеспечения безопасного и бесконфликтного будущего для страны. Профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л. Гумилева Асылбек Избаиров интервью «Саясат»  попытался расставить точки над «I» вокруг этого документа.

Недавно власти сообщили о принятии Концепции в религиозной сфере Казахстана. Какую оценку вы можете дать этому документу?

В первичном варианте проекта Концепции были расписаны основные индикаторы по профилактической работе, а также цели, которые должен Казахстан достигнуть к 2020 года. А последнюю редакцию я не читал.

Концепция – начало той практической работы, о которой государство заявляло, создавая профильное министерство. Как мы понимаем, осенью ожидается внесение в парламент ряда законопроектов. Исходя из ранее заявленных целей, что можно ожидать от государства? И какие законодательные инициативы следует ожидать от министерства предстоящей осенью?

Есть большая вероятность того, что этой осенью мы вновь услышим разговоры о запрете никаба. Но уже на законодательном уровне. Раньше государство старалось перевести условного радикала в традиционный ислам, считая это завершенным процессом. Сегодня уже не говорят о традиционном исламе, скорее идут разговоры о светскости, светском образе жизни, о переводе к светскому укладу и ценностям. Создается впечатление, что некоторые госслужащие  боятся  религиозности как таковой. Хотя если правильно управлять вопросом религиозности в нужном русле, то это, по сути, опора государства. Иными словами, последние заявления госчиновников укладываются в следующий механизм: ограничение роли религий сферой нравственности и этики, т.е. вытеснение религии и духовности посещениями театров, секций. Но надо понимать, что религиозность никуда не уйдёт, просто религиозность, согласно законам синергетики в условиях давление перейдёт в другое качество.  А в какое качество это вопрос? Скорее нужно ожидать постепенный процесс политизации религии. Если масштабно по миру посмотреть на проблему, то мы видим, как идёт процесс столкновения неолиберализма и неоконсерватизма.  Сегодня со стороны государства наблюдается некоторая неподготовленность к интенсивному скачку нового уровня религиозности в обществе и недооценка в религиозной политики огромной нравственной, созидательной и консолидационной роли ислама.

Каковы ваши прогнозы  в таком случае?

Попытка государства остановить процесс роста религиозности чревата большими последствиями. Например, зарубежные радикалы не будут говорить о том, что в Казахстане запрещают никаб или паранджу, а скажут, что в Казахстане запрещают мусульманскую одежду, всё мусульманское, тем самым давая поддержку и подпитку для местных радикалов. В свою очередь разъяснения со стороны государства не возымеют должного эффекта. Одним словом, мотивация радикалов к Казахстану усилится.Потом недовольство массой верующих религиозной политикой государство может быть использовано деструктивной политической оппозицией в своих целях. Поэтому нужно понимать, что религия это достаточно тонкая сфера, и нужно быть очень осторожным. В этом деле, в особенности в анализе религиозных процессов, необходимо привлекать квалицированных экспертов.

Многие задают вопрос – Казахстан – светская страна, но при этом есть министерство по делам религии. На ваш взгляд, это нормальная практика или есть противоречие в этом?

Для начала надо разобраться с понятием светскости. Оно означает равноудаленность от всех конфессий. Если государство нарушает этот принцип, вмешивается в дела конфессии, то значит, светскость нарушена. Министерство осуществляет законодательное регулирование, чтобы конфессии не выходило за рамки законов. Я из опыта агентства по делам религий знаю, что любой переход или действия в сторону одной из конфессии нарушает принцип светскости.Сегодня как нам кажется, некоторые чиновники придали понятию «светскость» идеологизированный характер, что, понятно, создает проблемы в восприятии связи между светскостью и духовностью. Хотя основным принципом светскости является мировоззренческий нейтралитет и соблюдение закона всеми религиозными субъектами. Если верующий соблюдает закон, то к нему не должно быть никаких вопросов. 

Как в целом вы оцениваете работу министерства по делам религий, и насколько ему удается модерировать такую сложную сферу как религия?

Оно ещё даже года не проработало. Поэтому приводить заранее результаты сложно. Но надо понимать мировые тенденции, согласно которым есть рост противостоящих неолиберальных и консервативных тенденций. Посмотрите на Европу. Роль традиционных консервативных религиозных центров и национальных движений усиливается. В мире в обществе все больше растет спрос на духовность, на высокие нравственные ценности и идеалы, на устой идентичности. Идет процесс роста религиозности. Это мировые тенденции и люди в тех же государственных учреждениях должны осознавать это. Мы должны помнить что ислам, который является стержнем казахского самосознания. Мы может быть во времена колонизации и советского давления устояли как казахи благодаря исламу. Ислам -  это системообразующий каркас нашего общества. И недооценивать этот обстоятельство – это не правильно. Мы должны видеть не только ту сторону, которая приводит нас к сегодняшнему Ираку, Сирии, но и позитивную и созидательную сторону ислама. 

 

Нравится

Комментарии

Торегали Казиев

Казахский народ, как государствообразующий народ, выстрадал свое государство. Свое государство есть форма сохранения и развития народа. Потому все меры хороши, которые укрепляют государство, во имя интересов народа этого государства. И в духовной сфере нужно опираться на многотысячелетние традиции местного народа.

Торегали Казиев

У казахов традиционно развивавшийся здесь тысячу лет ислам, считавшийся с местными условиями, укреплял благожелательность, дружбу и мир. Я еще при советской власти боролся за открытие мечети в Акбулаке и в 1991г. мы создали в Акбулаке мусульманскую общину. 14 марта 1992г. открыли мечеть, приехали муллы Оренбурга, азан читал мулла из Турции.

Торегали Казиев

Қазаққа ең керегі тыныштық! 25 жылда қалың ел Қазақстанымызда алты миллионнан он екі миллионға жеттік. Осылай екі рет екі есе өссек, 21 ғасырда қазағымыз 50 миллионға жетеді. Жаратқан қазағымды қолдасын! Аспанымыз ашық болсын! Қауіп-қатерден сақтай гөр халқымды, Құдырет! Алға, Қазақстан!


Добавить комментарии

Анонимно      

Трибуна

Все о политике в Кыргызстане
Кыргызстан

Последние комментарии

Л.М.
23 ноября 2017 / 14:59
Ақтөбе облысының әкімі Б.Сапарбаевқа ризашлығымды білдіремін. Бүгінде құтты мекеніміз Ақтөбе қайтадан түлеп, экономикасы мен әлеуметтік саласы қарыштап дамып келе жатқан еліміздегі өңірлердің бірегейі. Соңғы 2-жылда облысымызда атқарылып жатқан ауқымды жұмыстар мен оң өзгерістерді айтып жеткізу мүмкін емес. Осы жаңалықтардың бәрі облыс басшлығын ...
Жандос
23 ноября 2017 / 11:28
Мы всех тонкостей создания такого сайта не знаем. Думаю, преждевременные выводы делать рано еще.
Раиса
23 ноября 2017 / 11:27
мы срочно должны менять свое мышление. Потому что ищем везде какой подвох.
© 2012-2015. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане