Атомный Атамбаев

9 октября 2017 / 13:47
2085
Публикации

В конце минувшей недели президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев в очередной раз резко высказался в адрес казахстанских властей. Он обвинил Казахстан во вмешательстве во внутренние дела Кыргызстана, в частности, в лоббировании «своего кандидата». В ответ МИД Казахстана направил ноту протеста. К слову, уже вторую за осень. В то же время выпад Атамбаева стал спусковым крючком для разного рода дискуссий, развернувшихся в сети – начиная от казахско-кыргызской истории, и заканчивая межгосударственными отношениями. Один из ключевых нарративов стал сюжет о том, что Атамбаев является справедливым и честным президентом, который добровольной покидает президентский пост. К слову, этот имидж сам Атамбаев активно раскручивает и педалирует, особенно в последний год своего президентства.

- Я горжусь, что я подал пример справедливого, честного президента, - заявил он седьмого октября.

Другая, не менее важная историческая заслуга, которую приписывает себе Атамбаев, является политическая стабильность, на основе которого уходящий президент Кыргызстана пытается зафиксировать в политической традиции своей страны, так называемый атамбаевский курс. Однако, реалии кыргызской политики не столь однозначны, как это пытается представить действующая власть.   

Уйти, чтобы остаться

Опыт двух революций сформировал в Кыргызстане политическую практику, которая не оставила шансов Атамбаеву на второй срок, а пытаться остаться на президентском посту было бы сродни с политическим харикири. Но в последний год президентства Атамбаева стало очевидно, что власть активно занимается  выстраиванием новой политической конструкции. Для этого была проведена конституционная реформа, перераспределившая часть президентских полномочий по вертикали власти. При этом главным аргументом в пользу переформатирования стал тезис о необходимости законодательно закрепить переход от президентской формы правления к парламентско-президентской.

Первым этапом запуска новой политической системы должны стать президентские выборы. В ходе электоральной кампании Алмазбек Атамбаев рьяно лоббирует своего кандидата – Сооронбая Жээнбекова, которого по политическому амплуа можно назвать кыргызским Дмитрием Медведевым. И в случае победы своего кандидата Алмазбек Атамбаев фактически получает монополию над политической системой, поскольку его партия СПДК удерживает за собой первое место в составе действующего Жогорку Кенеша (ЖК) и является ядром парламентского большинства.

Фактическая монополизация политической системы позволяет уходящему президенту лавировать в выборе своей дальнейшей политической роли. И не важно, кем он будет: спикером ЖК, премьер-министром или лидером парламентского большинства, ключевые институты политической системы останутся за ним. В таком случае он ни чем не отличается от лидеров большинства постсоветских государств, которые в зависимости от общественного мнения и политических традиций стремятся остаться во власти в той или иной ипостаси.

Убить иллюзии  

Нарратив, который заложил Атамбаев заставляет задуматься и о перспективах центрально-азиатской интеграции. Со сменой власти в Узбекистане и приходом к власти Шавката Мирзиёева появилась надежда на перезагрузку отношений в рамках Центральной Азии. Политика официального Ташкента внушает надежды, и позволяет прогнозировать, что Центральная Азия будет и дальше кооперироваться как в экономике, так и в культурно-гуманитарном направлении. Эти надежды усилились после сентябрьского визита президента РУз в Бишкек, который стал первым за последние 17 лет. По результатам встречи глав государств было подписано 12 соглашений в разных сферах, в том числе разрешающие пограничные вопросы.

Высокую интенсивность контактов между Казахстаном и Узбекистаном. В сентябре этого года состоялся визит президента РК Нурсултана Назарбаева в Ташкент, после которого наблюдатели стали говорить, что Центральная Азия стремится выйти на качественно новый уровень взаимоотношения в  рамках региона.  

Несмотря на позитивный задел, последний выпад Атамбаева позволяет говорить, что регион очень противоречив, в нём сложно говорить о региональной интеграции. Атамбаевский этап кыргызско-казахских отношений накладывает негативный отпечаток и сторонам в любом случае, даже если они не переходили к практическим действиям, нужно определенное время, чтобы восстановить прежний уровень доверия.  

Ремарка для идеологов  

Есть ещё одна линия, которая обращает на себя внимание – слабость казахстанской власти. Последовавшая дискуссия, которая развернулась в соцсетях, ещё раз показала, что казахстанское  общество поляризовано. И вопрос не в том, прав или не прав Атамбаев, а в том, что одобрение и принятие критики, исходящей от чужого президента, это серьезный сигнал в оценках уровня консолидации общества и поддержки действующей власти.  

Нурболат МУСАБАЕВ  

 

Нравится

Трибуна

Все о политике в Кыргызстане
Кыргызстан
© 2012-2018. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане