В одном ряду

16 октября 2017 / 11:11
683
Публикации

Есть ли отличия в управлении государствами на постсоветском пространстве? Почему персонификация власти - самый популярный тренд среди стран СНГ? Эти и другие вопросы обсуждались в рамках научно-практической конференции «современная Евразия: модели управления, идеология и молодежь», прошедшей в минувшую субботу 14 октября в Алматы. Эксперты и наблюдатели сошлись во мнении, что в странах СНГ есть, как ментальные, так и институциональные ловушки, из которых можно выйти тремя способами.

«Ментальная ловушка»

Независимый эксперт в области демократизации, электорального права, безопасности и государственного управления (Азербайджан) Рашад Ширинов считает, что в странах постсоветского пространства есть ментальная ловушка, которая заключается в том, что для нас идеальный тип  - это западно-европейская или американская демократия

- Эта ловушка приводит к фрустрации. То, что у нас не получается, как там, это вызывает негатив. С этим трудно бороться и трудно преодолеть политически и психологически, - заметил г-н Ширинов. - Гибридная модель авторитарного государства, свойственная для стран СНГ, - это что-то между прошлым и будущем. Элиты хотят модернизироваться, например, Азербайджан хочет быть ближе к Европе, но с другой стороны - элиты не хотят модернизироваться.

Поэтому, по мнению эксперта, процесс демократизации в странах постсоветского пространства идёт сложным путем.

- Становление государства - это эндемический процесс для наших стран, чем демократизация. Демократизация подписывается идеями снаружи. Тут есть проблема. Гражданское общество, например, для российской идеологии - это не либеральная концепция. Это означает, что гражданское общество не должно критиковать власть, образовывать людей, делать разные вещи, которые будут помогать развитию государства, - отмечает г-н Ширинов.

Кыргызский опыт

Преподаватель и научный сотрудник Академии ОБСЕ и Американского Университета в Центральной Азии (Кыргызстан) Эмиль Джураев отметил, что характерным для всех стран СНГ является персонификация власти.  

- Политэлита концентрируется на персоналиях. Важная персона - президент. При этом есть слабая роль судебной власти, верховенство права. Превосходство президента над другими центрами власти присутствует даже в Кыргызстане, который считается парламентской республикой, - заметил г-н Джураев.

По его мнению, кыргызская элита  до сих пор не научилась принципу «не навреди», или тому, что называет «не перегибать палку».

-Каждый раз когда она перегибает палку, то это вызывает эффект бумеранга, - заметил эксперт.

Кыргызстан пребывает в устойчивом непостоянстве как в политической жизни, так и в идеологической. С 2010 года нынешняя власть в лице президента Алмазбека Атамбава делает упор на революционность и национализм. Причем революционность как элемент легитимизации власти.

- Нынешняя элита Кыргызстана так и не научилась передавать власть. Какие бы не были итоги выборов, смирятся ли проигравшие стороны с итогами выборов? Как будут вести себя по отношению к проигравшим? Это говорит о том, насколько институализировалась власть, есть ли демократия в стране, - заметил г-н Джураев.

«Институциональная ловушка»

Председатель Общероссийского общественного движения «Выбор России», профессор Высшей школы экономики (Россия) Владимир Рыжков назвал ряд параметров, которые объединяют страны постсоветского пространства. Во-первых, это общая история с Россией, которая может варьироваться у той ли иной страны от 150 до 400 последних лет. Во-вторых, как результат этого - светский характер государств. И самая главная - третья черта, являющая характерным моментов, для стран бывшего СССР, - персонификация власти, которая с опорой на бюрократический аппарат перешла в постсоветский период.

Во всех странах СНГ наблюдаются авторитарные режимы. Все страны выбрали президентскую модель, когда глава государства еще и верховный главнокомандующий. Это выбор монопольных элит, для которых важна рента, которая в разных странах разная, и которую эти элиты боятся потерять. В этом плане наиболее повезло с ресурсами России, Азербайджану, Казахстану, Туркменистану. По сути, возникает институциональная «ловушка». Модель извлечения ренты не стимулирует интерес к развитию, изменениям, реформам.

- Чем больше сохранятся такая ловушка, тем меньше шансов на развитие наших стран. Начинают довлеть такие процессы как примитивизация, демодернизация, высокий уровень произвола, утечка умов, снижается качество управления, происходит социальное и имущественное расслоение, - отмечает г-н Рыжков.

По мнению политика, есть три выхода из этой «ловушки».

- Первый вариант - историческое везение, когда преемником становится инициатор сильных реформ. В России это был Петр Первый, Александр Второй, в Турции - Ататюрк. Второе - сильный внешний шок, который приводит к реформам. Германия после Второй мировой войны, СССР после распада. Или третьей - когда на постсоветском пространстве кто-то покажет хороший пример, - заметил г-н Рыжков.

 

подготовил Халил МУКАНОВ

 

Нравится

Трибуна

Все о политике в Кыргызстане
Кыргызстан
© 2012-2018. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане