100 дней президентских мальчиков

4 декабря 2017 / 16:44
385 12
Публикации

На минувших выходных отношения между Бишкеком и Астаной вышли к новой точке отсчета – правительства двух стран подписали Дорожную карту сотрудничества. Первым ее шагом стало возвращение к штатному режиму пограничного контроля, введенному в ночь с субботы на воскресенье. Вчера же, 3 декабря правительство Кыргызстана прошло свою первую дистанцию – 100 дневную отметку. Это условный рубеж, позволяющий задаться вопросами – какую политику будет проводить кабмин, в каком направлении он будет двигаться и в чем его философия, каким будет договор между правительством и новым президентом, станет ли кабмин тенью Атамбаева, который после ухода с поста президента претендует на роль политического отца? Все эти вопросы обретают квадратную степень в сегодняшней ситуации, когда Астана и Бишкек стремятся обнулить пассив, оставшийся в наследство от Атамбаева. А поскольку непосредственной пуско-наладочной работой предстоит заниматься исполнительным властям двух стран, то это еще один мотив для того, чтобы выставить оптику под первые сто дней кыргызского правительства и его руководителя – 40-летнего премьер-министра Сапара Исакова.  

 

Атамбаевские мальчики и жээнбековские сверстники  

Правительство получило свой мандат 25 августа через утверждение в парламенте. На старте своего премьерства Сапар Исаков имел почти абсолютную поддержку народных избранников – для единогласного утверждения ему не хватило пяти голосов. Свою роль в депутатской лояльности сыграло то, что правительство на почти четверть состоит из состава предыдущего призыва, дуайеном которого был Жээнбеков, нынешний президент КР. Так или иначе, при масштабировании напрашивается разделение состава кабмина на «исаковцев» и «жээнбековцев». Эту условную линию можно провести не только относительно «капитанов» команд. Обе группы являются разными поколенческими группами – «семидесятники» и их старшие товарищи.  

 

«Молодое крыло» кабмина представлено премьер-министром и  его 40-летними сверстниками. ТТХ этой группы – рекрутированы из центральных органов власти (преимущественно из президентской администрации). Без опыта работы на «земле» (как на  региональном уровне, так и в местных исполнительных органах). По духу это больше аппаратчики, их профессиональное становление и формирование мировоззрения шло в бюрократических недрах. Не случайно четыре представителя «молодого крыла» (во главе с премьер-министром) хоть и являются выходцами из ЦАРИИ (печально известной структуры Максима Бакиева), но эта «черная метка» не помешала их последующему карьерному взлету, который пришелся на президентство Алмазбека Атамбаева.

 

«Старшие товарищи» - своего рода антиподы «молодому крылу». Это, как правило, уже состоявшиеся управленцы, обкатанные на разных позициях и разных уровнях госуправления. В своем активе многие из них имеют работу на общественном поле. Им за 50 лет, и их сегодняшнее карьерное состояние является закономерным выражением поэтапного движения снизу вверх.      

Правительство Исакова.

  • Номенклатура кыргызского правительства представлена 22 позициями, из которых две (председатели государственных комитетов по делам обороны и национальной безопасности) относятся к прерогативе президента.

  • За прошедшие 100 дней стартовый состав кабмина изменился – ротации коснулись министра культуры и трех их четырех вице-премьеров (кресло первого вице-премьера остается вакантным).

  • Средний возраст исаковского кабмина – 46,6 лет. Самым молодым министром является 30-летний Артем Новиков, возглавляющий министерство экономики и промышленности, самый возрастной – 60-летний Жамшитбек Калилов, курирующий дороги и транспорт.  

  • Наибольшее количество членов кабмина из Бишкека – восемь персон (38%). От юга в правительстве шесть человек (28%). Единственный регион, который не представлен в кабмине – Чуйская область (в Кыргызстане два города республиканского значения и семь областей). Уроженцем  Казахстана является единственный член правительства – министр иностранных дел.  

  • В гендерном разрезе женщин – 3 (14%) и представлен позициями вице-премьера, министра образование и наука, труда и социального развития.    

За прошедшие сто дней эта поколенческая разноформатность не проявлялась в командной цельности правительства. Однако, в роли «первой скрипки» все же выступает «молодое крыло», реализовавшее свою востребованность через «Таза Коом». Позиционируясь через эту программу «семидесятники» закрепили за собой образ реформаторов и технократов.

 

Цифровая реальность

Если коротко, «Таза Коом» - программа цифровой трансформации Кыргызстана, которую власти намерены провести за пять лет. Эта цель официально «забронирована» за Алмазбеком Атамбаевым, в свою очередь Сапар Исаков сделал «Таза Коом» ключевым сюжетом своей премьерской программы - «Жаны доорго 40 каадам» (40 шагов в будущее). Один из этих шагов станет цифровое правительство, которое премьер-министр обещает запустить уже в следующем году.

 

Как и любая амбициозная программа, цифровая трансформация предполагает высокие цели и закладывает стремление к идеальным результатам. Это, безусловно, дает поводы, как для воодушевления, так и для критики. Если же соотносить перспективы программы с ее текущим продвижением, то можно сказать, что «пациент скорее жив» – в бюджете следующего года на исаковские «40 шагов» запланирован 1 млрд сомов (против 220 млн. сомов в текущем году). Через эту призму, очевидно, что за стодневку правительство удержало актуальность своей главной повестки и расширило поле для дальнейшего продвижения. Одновременно, это означает, что через эксплуатирование цифровой трансформации Сапар Исаков с одной стороны, усилит раскручивать свою востребованность как премьер-министр, с другой стороны, продолжит заниматься собственным политическим продвижением.

 

Однако, прошедший период показал, что главным вызовом для Исакова и его правительства является больше не повестка развития, а решение острых социально-экономических проблем, которые перебьют «цифру».  

Действительная реальность

На рассматриваемый период пришлось обострение целого комплекса проблем, которые выступили своего рода стресс-тестом для правительства и вернувшие кабмин из цифрового поля в суровую реальность. Вот только некоторые из них.    

ГСМ

С сентября средняя цена на ГСМ в Кыргызстане повысилась на 4,5 процента. Это ралли было объяснено ростом цены на нефть и ремонтом российских НПЗ. Но главным дестабилизатором стало превышение лимита беспошлинного ввоза нефтепродуктов из РФ, вследствие чего кыргызской стороне теперь придется осуществлять поставки с таможенной пошлиной в $28 за тонну с повышением розничной цены. Однако, правительство обещало удерживать цены до конца года, а с началом следующего – выйти на новый лимит и стабилизировать ситуацию на рынке ГСМ. Но в любом случае данная ситуация явилось поводом для критики правительства, в частности, за просчеты в прогнозах и неумение работать на опережение.

Уголь

С началом осени стоимость твердого топлива выросла от 8-25%. В ответ правительство на три месяца ввело государственное регулирование цен с установлением в регионах предельных цен. Таким образом, кабмин намерен снизить цену до 20%. Бишкек связывает повышение стоимости угля с проблемами на кыргызско-казахской границе и вероятным ограничением Казахстаном поставок угля в Кыргызстан. При этом Минэкономики КР говорит о «наличии посреднического звена и, возможно, о необоснованном увеличении розничной стоимости».  

 

Курса доллара

С конца октября в Кыргызстане начался рост курса доллара, который стрельнул на 1,3 сома.  В ноябре для сглаживания резких колебаний Национальный банк девять раз выходил с интервенцией. Продав за прошлый месяц $42 млн. регулятор смог удержать курс на отметке – 69,74. Тем не менее, ситуация с волативностью курсовой динамики грозит властям ростом инфляции и снижением золотовалютных резервов (только в сентябре, при стабильном курсе долларе резервы сократились на $10 миллионов 450 тысяч). Не случайно одну из своих первых внутриполитических встреч новоизбранный президент Жээнбеков провел с главой Национального банка.    

 

Завершение переходного периода в ЕАЭС

Завершающийся для Кыргызстана переходный период в ЕАЭС нашел свое закономерное выражение в ситуации на границе между РК и КР, которая принесла Бишкеку существенные потери для национальной экономики. Так, МВФ снизил на 0,3% свои прогнозы относительно роста кыргызской экономики. Эта цифра пока служит условным показателем в оценках негативных последствий. Многие последствия имеют отложенный характер, и как справедливо считают специалисты, проявят себя позже.

 

В этих условиях правительству приходилось работать по принципу «пожарной команды» направляя все силы на локализацию «очагов возгорания». При этом в следующем году правительству по-прежнему придется действовать в ограниченных условиях. Принятый в конце ноября республиканский бюджет на 2018 год имеет более чем 20 миллиардный дефицит. И хотя по сравнению с прошлым годом «минус» сократился, но в любом случае бюджетная «дырка» будет мотивировать правительство на непопулярные меры – повышение налогов, пересмотр тарифной политики, увеличение долговых обязательств страны, продажа объектов. И скандальный опыт, который заработало себе 28-ое правительство на попытке продать компанию «MegaCom» и заключить договор с компанией «Liglass Trading» на строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС, показывает, что кабмин имеет все шансы остаться в роли «пожарной командой».   

 

Закрытая калитка

 

Переговоры с Астаной – один из центральных сюжетов ста дней Сапара Исакова. Вместе с тем, как уходящий президент Кыргызстана с открытым забралом бросился на Казахстан, непосредственная работа по урегулированию ситуации с Астаной и ЕАЭС легла на премьер-министра. И здесь у него было важное преимущество – на переговоры он выходил с формально чистой историей, что расширяло оперативный запас для маневров. Стартовые позитивные ожидания подогревались профильной специализацией Сапара Исакова – он дипломированный международник, шесть лет преподавал переговорный процесс, а его восхождение по государственной службе проходило исключительно по внешнеполитической стезе. Поэтому на Сапара Исакова возлагалась роль стабилизатора, но получилось наоборот, он фактически помог закрыть калитку за загоняющего себя в угол Атамбаевым.

 

Премьер-министр Сапар Исаков и Казахстан

 

«От помощи Казахстана мы отказались, но ее давно ждали. Я так понимаю, мы не дождались бы или получили ее какими-нибудь железяками».

(Об отказе от 100 миллионов долларов, предоставляемых Казахстаном в рамках технической помощи Кыргызстану по присоединению к ЕАЭС)

 

«Мы их не использовали (собственные рычаги давления - примечание). И я думаю, до этого пусть не доведут, потому что мы, в отличие от других, сдерживаем себя, и эти рычаги не используем. Но если к этому ситуация подойдет, мы начнем пользоваться всеми рычагами, мало времени осталось …  Это не так сильно влияет на экономику (ситуация на казахстанско-кыргызской границе) – 0,3%, где-то свыше 1 млрд сомов в бюджет может не поступить средств, но я думаю, это наш сосед, Богом данный. Поэтому мы немного подождем. Если нет, то начнем применять рычаги».

(О ситуации на границе между РК и КР)

 

«Введение Казахстаном в одностороннем порядке без каких-либо предварительных уведомлений усиленного пограничного контроля с элементами скрытого таможенного регулирования влечет негативные экономические последствия. […] Дискриминационные меры уже сейчас приводят к замедлению темпов внешнеэкономической деятельности».  

(О ситуации на границе между РК и КР)

 

Премьер-министр усилил конфронтацию между Астаной и Бишкеком, одновременно направив усилия на международную дискредитацию Казахстана, в частности по линии ЕАЭС, СНГ, ВТО, ООН. В контексте этой тактики обретают новый смысл выпады прежнего руководства Кыргызстана в адрес РК, в частности, критика Атамбаева на международной арене

(интервью телеканалу Euronews, журналу Time, выступление на Генассамблее ООН).

Заложник одной роли

28-ое правительство КР начало свою историю на марше. Оглядываясь в его начало можно сказать, что, создав вокруг себя поле больших перспектив, Сапар Исаков и его команда накрутили свой «банк». Поэтому закономерно, что после 100 дней они находится в ловушке завышенных ожиданий. Как оказалось, реальная политика и социально-экономическая действительность суровее, чем это могло показаться из высоких кабинетов. Свою негативную роль сыграло и отсутствие у «молодого крыла» реального опыта работы и понимание «химии» тех или иных процессов. Отсюда детские ошибки и шишки, которые набил себе премьер-министр и его команда (в отличие от «старших товарищей», которые реже попадали под прицелы критики). Так или иначе, пружина социально-экономических проблем, которая сжалась в первые сто дней, вероятнее всего выстрелит уже весной. И тогда у исаковского правительства есть все шансы стать агнцем, принесенным на жертвенный алтарь. Не случайно в конце минувшей неделе в парламенте заговорили об отставке правительства. Такая кардинальная смена настроений в депутатском корпусе служит выражением того, что глава кабмина загоняется в угол. И если на старте своего премьерства он мог играть сразу на нескольких фронтах – реформатор, «звезда» новой генерации политэлиты, проводник курса Атамбаева. Теперь же, по итогам ста дней и открывающихся за ними незавидных политических перспективах, ему осталась только роль аватарки Атамбаева, выступая его страховкой на случай самостоятельной игры президента Жээнбекова. В этом контексте премьерство Исакова для Астаны не сулит ничего хорошего, особенно в контексте его угрожающих спичей в адрес Казахстана. С учетом того, что Исаков имеет не самую лучшую историю переговоров с властями РК, есть риск того, что весеннее обострение социально-экономических проблем и общие провалы политики правительства будут канализированы через розыгрыш антиказахской карты.

Будучи одним из проводников обострения ситуации с РК Сапару Исакову будет сложно вести работу по адаптации Кыргызстана под ЕАЭС. И вопрос даже не в том, что у него низкий кредит доверия со стороны евразийских партнеров, как показатель – Дорожная карта подписывалась на уровне вице-премьеров, а сами премьер-министры не нашли время для встречи в Сочи, где они находились в дни подписания документа.

 

Кто встречал премьер-министра Сапара Исакова в его зарубежных поездках  

  • 29 сентября, в Москве, во время первого официального визита в Россию, премьер-министра Исакова встречал российский посол в Кыргызстане и директор 3-го Департамента стран СНГ МИД РФ.

  • 11 октября, в Сочи, где проходили заседания Высшего Евразийского экономического совета и Совета глав стран – участниц СНГ, главу кыргызского кабмина встретил губернатор Краснодарского края.

  • 2 ноября, Сапара Исакова, прилетевшего в Ташкенте для участия в очередном заседании Совета глав правительств стран СНГ, встречал заместитель премьер-министра Узбекистан.   

 

Проблема даже и не в отсутствии необходимых компетенций по евразийскому направлению (из девяти советников Исакова нет ни одного, кто отвечал бы за евразийское направление). Для проведения реальной работы по адаптации КР под ЕАЭС необходима фигура, не отягчённая грузом прежних ошибок. И это немаловажный аргумент, который в конечном итоге может склонить часу весов.   

 

Бауржан ТОЛЕГЕНОВ















 


Нравится

Комментарии

Мирам

Словом, ничего хорошего не видно, все слишком запутано и затенено.

Казыбек

У Киргизии предостаточно внутренних проблем, а они еще и внешние себе создают, надо бы разобраться со своими для начала.

Алина

Думаю, со временем Киргизия сможет полностью адаптироваться под ЕАЭС,

Аю

для этого им надо очень очень много надо трудится после всего этого

Джони

бывший президент Атамбаев всю свою гряз оставил Жээнбекову. Эх Алмазбек Атамбаев...

Гүлім

Жарайды. Кететін Атамбаев кетті. Енді алдағы 6 жылдықта Жээнбеков өзінің іскерлігі мен мықты саясаткерлігін көрсете білер деген ойдамын.

Сигар

годами у нас всё было хорошо, а потом Атамбаев взял и все разрушил

Викрам

мне одному кажется или киргизам нравится всякая бойня. За время как распалась СССР нет ни одного случая которые они тихо сидели

Модена

а у этого премьер министра Кыргызстана глаза хитрые

Дарина

Мне кажется, Атамбаев специально набрал молодую команду, что управлять ими было легче. Чтобы они не перечили его глупым идеям.

Жандос

Вот почему никто не мог остановить Атамбаева, когда тот рушил дипломатические отношения с Казахстаном.

Мырза

Надеюсь новый президент подпустит к власти опытных политиков и экономистов, которые реально будут переживать за народ Кыргызстана.


Добавить комментарии

Анонимно      

Трибуна

Все о политике в Кыргызстане
Кыргызстан

Последние комментарии

Ерлан М.
9 декабря 2017 / 23:08
Уважаемые сограждане, Хотелось бы пожелать нашему президенту побольше физических и духовных сил и энергии во всех его делах! Мы в свою очередь должны быть одними из тех кому он может доверять и рассчитывать на поддержку. Ведь в данный момент наша страна в лице президента выходит на новый этап на внешне политической арене. Давайте будем побольше ...
7777
7 декабря 2017 / 13:00
Зачем писать подобный бред? Алаш, - это не партия,т.к. у нее отсутствуют все признаки партии. Алаш, - это не национализм, т.к. национализм свойственен, буржуазным течениям, по защите собственного рынка, и протекции отечественного производителя, а подобного у казахов не было. Алаш, - это не демократия, т.к. делегатов Всекиргизского съезда НИКТО не в ...
Торегали Казиев
6 декабря 2017 / 17:54
Алашевцы - поколение светлых личностей, оставившие после себя основы казахской государственности, границ государства, схему истории, просветительство на уровне века, стихи Магжана и Путь Абая. Сумели защитить глубинные интересы народа при царе и при большевиках. Зная будущее. Равняйтесь на своих гениев, братья! Қазақ Елі жасасын!
© 2012-2015. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане