Тренды-2017

26 декабря 2017 / 10:24
1421
Публикации

«Саясат» поговорил с социологами, экономистами, политологами и  узнал, с каким общественно-политическим багажом завершается 2017 год в Казахстане.

Внутренняя политика Казахстана

Директор института национальных исследований Бурихан Нурмухамедов говорит, что основной тенденцией во внутренней политике была некая стабилизация в условиях кризиса.

- Упорядочивание внутриполитического пространства в непростых социально-экономических условиях. Были попытки регламентировать некоторые сферы. Я бы назвал немаловажным конституционные поправки, которые были приняты. С другой стороны, было некое накопление протестных настроений, особенно среди рабочих, которые связаны с ухудшением социально-экономической ситуации. Недавняя забастовка шахтеров. Год в целом прошел достаточно спокойно. Без особых потрясений. Я вижу в этом заслугу сменившегося в этом году замруководителя администрации президента Марата Тажина. С его приходом внутренняя политика стала более осмысленной. Есть, конечно, определенные нестандартные ситуации - обсуждение проекта Закона «О СМИ», - заметил г-н Нурмухамедов.

Кандидат политических наук, гендиректор Центрально-азиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева перечислила пять политических трендов, наиболее ярко проявившихся в уходящем году.

- Во-первых, я бы выделила попытку президента изменить характер отношений с народом. Появилась дистанция, после земельных протестов, которая могла увеличиться, что не входило в планы главы государства. Ведь он претендует на очень высокий статус и в будущем, остаться в памяти народа и в истории страны влиятельным политиком. В связи с чем, для президента всегда была важна презентация себя в качестве политика, которого ценит и уважает народ. Земельное противостояние показало, что президент и народ говорят на разных языках. В связи с чем, программа президента «модернизация сознания» стала тем предложением, которая должна была вновь вернуть расположение народа. Отчасти это удалось, как известно, программа состоит из идей национал-патриотического толка, один из важных и исторических моментов - это переход на латиницу. Думаю, что президент решил убедить народ в том, что его политика и политические интересы основаны на интересах народа. Поэтому этот документ «Рухани Жангыру» я называю «политическим договором».

- Во-вторых, несмотря на то, что обещанные политические реформы так и не произошли, но есть и плюсы. Это маленький шаг в сторону прозрачности процесса принятия решений. Конечно, общественность добилась маленького шага вперед, но при дальнейшей работе в этом плане, мы можем выйти и на более крупные достижения. Я говорю про общественные советы. Мы все понимаем, что на общественных советах сегодня не принимаются ключевые решения, но плюс политический заключается в том, что налаживается канал «обратной связи», когда общественность может донести до государственных чиновников и политиков свои идеи, свои интересы. Это плюс и для власти, так как они понимают, что те, кто критикуют их политику, это не радикально настроенные личности, с которыми нужно бороться. Их идеи могут принести и им пользу. Поэтому первые шаги в сторону диалога делаются, есть надежда, что он все больше будет становиться конструктивным.

Конечно, недоверие, которое есть между обществом и государством нельзя решить одними общественными советами, но это хорошая возможность начать разговаривать. Ведь уже достаточно длительное время общество и государство говорят на разных языках. Поэтому общественные советы, пока не идеальны, но они способствуют пересмотру отношений между обществом и государством в разных сферах и на разных уровнях.

- В-третьих, продолжение антикоррупционной политики, звучали крупные и шумные уголовные дела. С одной стороны, продолжали сажать высокопоставленных чиновников, с другой стороны, были освобождены другие личности, это экс-премьер Серик Ахметов, журналист Сейтказы Матай. Это положительный момент. Но, несмотря на такие противоречивые решения власти, нет системного подхода, нет попытки сформулировать правила борьбы с этим явлением. К примеру, очень много в этом году говорили о зарубежных нелегальных активах, но при этом не было предложений внесения в законодательные акты, которые могли бы противостоять этому или сделать этот процесс прозрачным. То есть вся борьба с коррупцией заключена в том, чтобы посадить людей в тюрьму. У нас скоро каждый гражданин будет иметь судимость, создается страна преступников, то есть у нас половина населения будет иметь статус «бывший» заключенный. Поэтому, на мой взгляд, в этом году мы продолжили движение в антикоррупционной борьбе по бесперспективному направлению.

- В-четвертых, в отношении протестной среды - думаю, что власти нужно налаживать политический диалог с оппозиционно настроенной частью населения. Чем больше власть будет их игнорировать политически, и на основании негуманных законов оказывать на них давление, тем больше ситуация будет обостряться. Общественный диалог через общественные советы показывают, что диалог и переговоры - это эффективный способ и его можно применить и в отношении политических оппонентов. Пока в политической сфере доминирует силовой подход, который навязывается силовыми структурами, конечно, им нужно оправдывать свое существование, свое присутствие в политической системе. В действительности, если Казахстан намерен не только декларировать свое намерение двигаться в сторону демократии, то политическая элита должна взять в собственные руки сферу выстраивания отношений со своими оппонентами. Не силовые структуры должны определять характер отношений президента и его политических соперников, а политические структуры. Вместе с тем наблюдается сохранение прежней стратегии по отношению к протестно-оппозиционой сфере, уголовное преследование. Судебные процессы продолжились, происходит такая точечная борьба с лидерами-правозащитниками.

Её коллега политолог Максим Казначеев считает, что в условиях социально-экономического кризиса Акорда продолжает генерировать различного рода пиар-конструкции, которые призваны хотя бы частично отвлечь население и внутриэлитные группы от реального положения в экономике и социальной сфере.

- Поэтому основной упор был сделан на различного рода политические проекты, которые носили преимущественно информационно-пропагандистский характер и по большому счету не затрагивали принципиальных элементов существующей политической системы. К подобного рода проектам можно отнести в первую очередь инициативу по конституционному реформированию, также достаточно большое количество дебатов, связанных с модернизацией общественного сознания. Но в сухом остатке остается ноль. По той причине, что данные инициативы не обозначены ни количественно, ни по хронологии реализации. Определенные надежды были связаны с началом политического реформирования, но, к сожалению, итоговый вариант конституционных изменений, который был выбран, не предполагает изменения существующего внутривластного баланса. Более того, сроки внедрения существующих предложений откладываются до следующего избирательного цикла. То есть примерно на два-три года.  В целом, власть попыталась отложить решение всех серьезных внутриполитических проблем на долгосрочную перспективу в очередной раз. При этом на возникающие социальные протесты, трудовые конфликты, обостряющуюся внутриэлитную конкуренцию продолжает реагировать в точечном формате. То есть в формате пожарной команды, - считает г-н Казначеев.

Тренды казахстанского общества

Социолог, эксперт ИМЭП Серик Бейсембаев считает, что главным социальным трендом прошедшего года  - это накопление негативных ожиданий в обществе.

- При текущих доходах и высокой инфляции гражданам все сложнее поддерживать прежний уровень потребления. Из-за этого приходится лезть в кредиты, брать займы у родственников или обращаться в ломбарды. Как следствие, растет закредитованность населения, что становится одним из важнейших факторов социальной напряженности. Показательно, что за последний год 45% граждан обращались в банки за получением кредита, а каждая четвертая семья испытывает сложности с их выплатой. Другая важная тенденция связана с ростом отторжения реформ, реализуемых государством в социальной сфере, в частности, в среднем образовании и здравоохранении. За последний год было запущено несколько масштабных преобразований, адаптация к которым вызывает стрессовую реакцию у населения. Укрепляется мнение, что реформы носят «сырой» характер и создают только не нужные сложности. Например, введение нормы о временной регистрации, 5 дневное обучение, обязательное медицинское страхование, переход к латинице и другие нововведения. Негативный фон вокруг государственных инициатив усиливается из-за регулярных коррупционных скандалов как на местном, так и центральном уровнях. Утвердилось убеждение, что коррупция в стране непобедима и все ветви власти без исключения поражены этой болезнью. В этих условиях забастовки шахтеров «Арселлор Миттал» свидетельствуют не только о проблемах на отдельно взятом предприятии, но и являются косвенным выражением накопленного в обществе недовольства по поводу ухудшения социально-экономических условий. Шахтеры, как и нефтяники – это наиболее организованные коллективы с давнешним опытом протестной мобилизации. Поэтому именно они первыми выступили с требованиями о повышении зарплаты, хотя, проблема низких доходов волнует практически каждую вторую семью в Казахстане. Однако, при всем этом, нельзя сказать, что социальное самочувствие резко ухудшилось и выросли протестные настроения. Проблема дороговизны и низких доходов частично компенсируется за счет жилищной программы, открытия детских садов, школ, а также общих затрат государства на социалку. Но, этих мер недостаточно, чтобы снизить уровень общей тревоги относительно экономических и политических перспектив и вернуть людям уверенность в благополучном будущем страны, - заметил г-н Бейсембаев.

Президент ОФ «Стратегия» Гульмира Илеуова считает, что в прошедшем году можно зафиксировать только большую неопределенность.

- Чуть больше стало людей, которые затрудняются с ответом в отношении экономического положения страны, материального благосостояния, с оценкой деятельностью президента. Они не ушли в негатив, но затруднились точно. То же самое можно сказать и про социальный оптимизм.  Мне кажется, что всё, что происходит, касается либо элитных групп, либо каких-то целевых групп населения, у которых были проблемы. Например, как у шахтеров Шахтинска, которые отреагировали определенным образом. Хотя по шахтерам тема выхода на пенсию - не нова. Но она выстрелила сейчас. У меня есть ощущение, что программа обязательного медстрахования по большому счету на социологических оценках не отразилась. Все заняты, борются за выживание, стараются пережить кризис, - охарактеризовала 2017 год в обществе г-жа Илеуова.

- Ежегодно Исследовательский институт «Общественное мнение»  проводит специальный социологический опрос населения, в котором подводятся итоги года. В  конце года мы опросили по репрезентативной выборке  3000 респондентов, от 18 лет и старше из 14 областей и городах Алматы и Астана. Мы задали вопросы о важных событиях года. 92% респондентов – участников опроса знают о проведении ЭКСПО. Большинство респондентов отнесли проведение  специализированной выставки ЭКСПО-2017, а также внедрение латиницы, Астанинский процесс переговоров по вопросам урегулирования сирийского конфликта, проведение Зимней Универсиады к числу  главных  событий 2017 года. И в прошлом году к главным событиям 2016 года, по мнению респондентов, был отнесен Астанинский процесс, наряду с 25-летием Независимости Республики Казахстан, участием казахстанских спортсменов на Летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро (Бразилия), - заметила Гулден Ашкенова, магистр социологии, заместитель директора Исследовательского института «Общественное мнение».

Тренды экономики Казахстана

Экономист Петр Своик считает, что главный тренд в экономике Казахстана за 2017 год  - это топтание на месте.

- Большинство принятых решений правительства откладывалось. Это про пенсионную реформу, это про медстрахование, очень много оно перенесло на последующие годы. Все ждут тревожных вестей. Экономика тоже топчется на месте, даже инфляция упала на фоне падения покупательской способности. Правительство пытается что-то делать, осмысляются инфраструктурные проекты, строятся дороги, жилье более или менее строится. Но это осуществляется не рыночными методами, а в ручном управленческом режиме. Но ещё раз повторюсь, что объявленные перспективы либо вообще не реализуются, либо не в полной степени. Та полусотня китайских предприятий то же не проявились, - заметил г-н Своик.

Его коллега по цеху Жарас Ахметов, говоря о 2017 в экономике страны, заметил, что был рост экономики и непонятная ситуация с банковским сектором, а также снижение реальных доходов населения.

Директор ОФ «Financial freedom» Расул Рысмамбетов говорит, что 2017 год прошёл под знаком момента истины банков.

- Банки показали чего они стоят и как могут справляться с кризисом. Кроме того, в этом году КМГ смог переломить сопротивление и достиг согласия директоров РДКМГ о присоединении к материнской компании. По идее, нынешний год был последним с таким большим трансфертом из Нацфонда. А ЕНПФ осознал, что пора переходить к новым способам управления, что мы, надеюсь, увидим в 2018. Стоит отметить провал внедрения ОСМС в 2017 году. Пусть даже это случилось из-за вмешательства гражданского общества, тем не менее, в следующем году бюджет ощутит на себе последствия этого, - сказал г-н Рысмамбетов.

Тренды внешней политики РК

Политик, депутат Мажилиса РК Маулен Ашимбаев говорит, что в 2017 году казахстанская внешняя политика вышла на более высокий качественный уровень.

- Сегодня Казахстан является страной, которая реализует активную внешнюю политику, как на глобальном, так и на региональном уровне. Знаковыми событиями этого года являются - непостоянное членство Казахстана в Совбезе ООН, что само по себе является огромным достижением казахстанской внешней политики. То, что Казахстан с другими странами, обсуждает глобальные вопросы, говорит о возросшем авторитете нашей страны, с другой - Совбез дает возможность реализовать те инициативы, которые озвучивались главой государства в сфере обеспечения глобальной и региональной безопасности. Кроме этого, усилилась миротворческая миссия Казахстана. На протяжении последних лет Астана участвовала в деятельности переговорных процессов, в частности, это вопросы, связанные со сближением отношений между Турцией и Россией, по ядерной программе Ирана. В этом году Казахстан внес существенный вклад в стабилизацию ситуации в Сирии. Говорить, что полностью она наступила, рано. Но была проведена огромная работа, уровень столкновений между воющими сторонами существенно уменьшилась, и начались шаги в сторону нормализации отношений в Сирии. Благодаря астанинскому процессу удалось выстроить диалог между правительством и вооруженной оппозицией. В результате есть четыре зоны деэскалации в Сирии, где кризис - это гуманитарная катастрофа последнего десятилетия, - заметил г-н Ашимбаев.

Политолог Айдар Амребаев, говоря о внешнеполитических трендах, сказал, что для Казахстана одним из важных моментов является как раз выход Китая в мировую политику в качестве активного игрока.

- В этом году прошло несколько мероприятий, связанных с активизацией КНР на мировой арене. Проведенный в мае форум «Пояс и путь», и вот недавно прошел 19-й съезд КПК КНР. Констатировалось, что Китай планирует более четче обозначить свою внешнеполитическую доктрину - китайскую модель глобализации, которая была сформулирована как создание пространства стран единой судьбы человечества. Это для Казахстана такой вызов, который мы должны будем в следующие пять лет определенным образом адаптировать. Есть процессы, которые были связанны с определенным торможением в евразийской интеграции. Проблемы между членами ЕАЭС - Казахстаном и Кыргызстаном, связанные с выступлением экс-президента КР Алмазбека Атамбаева и напряженности на границе. Формат интеграции является не простым форматом, где мы должны в ближайшее время  определить свою степень участия, наши интересы. Говоря о глобальных аспектах, усиливается геополитическая конкуренция, в том числе в ЦА. Мы должны продемонстрировать большое дипломатическое искусство, и, что называется, «пройти сухими в дожде». Визит в США президента РК Нурсултана Назарбаева и наше участие в качестве непостоянного члена Совбеза представляет определенные риски. Нельзя не отметить появление новой стратегии нацбезопасности США, где наряду со странами изгоями, где Россия и Китай были определенны как страны-ревизионеры. Это напрямую касается и Казахстана, который участвует в ЕАЭС, ЭПШП. А это в свою очередь требует дипломатических решений. Этот год ознаменовался трендами новой внешнеполитической стратегии Узбекистана по формированию в ЦА сообщества сотрудничества и взаимодействия. Наметились хорошие перспективы взаимодействия Ташкента и Астаны, - заметил г-н Амребаев.

Директор представительства ИМЭП в Алматы, политолог Аскар Нурша считает, что главный тренд во внешней политике - это курс Казахстана на дальнейшее укрепление роли республики в международном сообществе и в системе международных организаций.

- Это в рамках деятельности в Совбезе ООН. Дальнейшая работа по поддержанию наших связей в  исламском мире. Был саммит исламского сотрудничества по науке и технологиям. Следующее - укрепление российско-казахстанских отношений. Со стороны России идёт усиление союзнических отношений с Казахстаном.  Центрально-азиатское направление. Казахстан предпринимал усилия по центрально-азиатской кооперации, расширение наших контактов в сфере транспорта и коммуникаций, а также энергетики. К концу году обозначились серьезные подвижки в каспийском вопросе. Есть позитивные тренды, которые дают основания полагать, что каспийская пятерка придет к определенным компромиссным договоренностям, если не по всему спектру вопросов, то по ряду важных для Казахстана направлениям. Продолжают укрепляться наши отношения с Китаем. Есть продвижения не только в традиционных сферах - транспорт, энергетика, но и в сфере гуманитарного сотрудничества. Можно сказать, что остается высокая привлекательность китайских вузов среди казахской молодежи. В сфере интеграционных инициатив продолжаются переговоры относительно возможности выйти на новый этап интеграции в соответствии с теми задачами, которые закладывались в договоре о создании ЕАЭС, который был подписан в мае 2014 года. На американском направлении мы видим, что РК и США проявляют заинтересованность в укреплении отношений. В начале 2018 года ожидается визит главы государства в США, этот визит покажет, как будут развиваться отношения между странами дальше, - заметил г-н Нурша.

записал Халил МУКАНОВ

 

Нравится

Трибуна

Все о политике в Кыргызстане
Кыргызстан
© 2012-2018. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане