Рейтинг государственных деятелей

8 февраля 2018 / 17:38
3296
Публикации

После последнего выпуска рейтинга государственных деятелей в политико-управленческой системе не было ни концептуальных трансформаций, ни новых серьезных раздражителей. Но список факторов, усиливающих управленческую нагрузку, не уменьшился. К примеру:

  • начало практической реализации новой повестки – цифровизации, выступающей инструментом по адаптации к новой реальности. Через «цифру» власть нацелена прокачать и управленческую дееспособность госаппарата, которая неуклонно снижается.
  • вспышечный рост протестной активности, а именно предновогодние забастовки на предприятиях «Казахмыс» и «АрселорМиттал Темиртау» стали сигналом серьезных проблем в госполитике по выстраиванию и модерации трудовых отношений.
  • готовящееся переформатирование Совета Безопасности запускает очередной этап институционального изменения вертикали власти и открывает новые сценарные сюжеты по ее транзиту.   

Эти факторы в числе прочих наблюдатели называют причинами для кадровых перестановок. Их возможность активно обсуждается последний месяц. Не последнюю роль в накрутке ожиданий играет и состояние перманентной перетряски, в котором госаппарат находится с конца прошлого года. За это время ротация прошла в ФНБ Самрук-Казына, Верховном Суде, антикоррупционной службе, генеральной прокуратуре, также сменился вице-премьер-министр сельского хозяйства и аким Жамбылской области. При этом вопрос дальнейшего перераспределения командных высот, как уже говорилось, остается открытым.  В частности, предстоящее расширенное заседание кабмина должно снять вопросы о судьбе правительства, но вероятнее всего, произойдут точечные замены. В любом случае само ожидание пертурбаций, это всегда хорошая встряска для управленческого истеблишмента, после которой мотивация контрагентов Акорды на некоторое время получает новый импульс.  

 «Саясат-Monitoring» подготовил очередной рейтинг государственных деятелей. Для замера экспертных оценок респондентам было предложено оценить персон, возглавляющих самостоятельные направления госполитики, а также те или иные структуры власти. В качестве оценочных критериев выступили – результативность курируемой сферы и выполнение поручений главы государства. Опрос проведен с 1 по 5 февраля, в замере приняли участие 21 респондент.

ФИО

Должность

Результатив

ность курируемой сферы

Выполнение поручений Главы государства

Итоговое значение

 

 

1

2

3

4

5

6

  1.  

Джаксыбеков А.Р.

Руководитель Администрации президента

9,5

9,5

19

  1. 2

Масимов К.К.

Председатель КНБ

9,4

9,5

18,9

  1.  

Есимов А.С.

Председатель правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»

9,2

9,6

18,8

  1.  

Нигматулин Н.З.

Спикер Мажилиса

9,2

9,3

18,5

  1.  

Токаев К.К.

Спикер Сената

9,1

9,3

18,4

  1.  

Сагинтаев Б.А.

Премьер-министр

9

9,1

18,1

  1.  

Тажин М.М.

Первый заместитель руководителя Администрации президента

8,8

8,9

17,7

  1.  

Кожамжаров К.П.

Генеральный прокурор

8,8

8,8

17,6

  1.  

Мамин А.У.

Первый заместитель премьер-министра

8.6

8,7

17,3

  1.  

Асанов Ж.К.

Председатель Верховного Суда

8,6

8,4

17

  1.  

Жумаканов В.З.

Помощник президента - секретарь Совета безопасности

8,4

8,2

16,6

  1.  

Досаев Е.А.

Заместитель премьер-министра

8,2

8,2

16,4

  1.  

Шпекбаев А.Ж.

Председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции

8,1

8,1

16,2

  1.  

Акишев Д.Т.

Председатель Национального банка

8

7.9

15,9

  1.  

Мухамедиулы А.

Министр культуры и спорта

7,8

7,7

15,5

  1.  

Жумагалиев А.К.

Заместитель премьер-министра

7,7

7,7

15,4

  1.  

Шукеев У.Е.

Заместитель премьер-министра-министр сельского хозяйства

7,6

7,3

14,9

  1.  

Бозумбаев К.А.

Министр энергетики

7,4

7,4

14,8

  1.  

Абдрахманов К.К.

Министр иностранных дел

7,3

7,3

14,6

  1.  

Абаев Д.А.

Министр информации и коммуникаций

7,1

7

14,1

  1.  

Ермекбаев Н.Б.

Министр по делам религий и гражданского общества

6,9

6,8

13,7

  1.  

Касымов К.Н.

Министр внутренних дел

6,7

6,6

13,3

  1.  

Касымбек Ж.М.

Министр по инвестициям и развитию

6,5

6,5

13

  1.  

Уразалин О.С.

Заместитель руководителя Администрации президента

6,3

6,4

12,7

  1.  

Имашев Б.М.

Председатель ЦИК

6,1

6,4

12,5

  1.  

Абдыкаликова Г.Н.

Государственный секретарь

6

6,2

12,2

  1.  

СулейменовТ.М.

Министр национальной экономики

6

6

12

  1.  

Бекетаев М.Б.

Министр юстиции

5,9

5,8

11,7

  1.  

Султанов Б.Т.

Министр финансов

5,8

5,6

11,4

  1.  

Сагадиев Е.К.

Министр образования и науки

5,5

5,4

10,9

  1.  

Атамкулов Б.Б.

Министр оборонной и аэрокосмической промышленности

5,4

5,4

10,8

  1.  

Жасузаков С.А.

Министр обороны

5,3

5,2

10,5

  1.  

Абдибеков Н.К.

Председатель Счетного комитета

5

5

10

  1.  

Мами К.А.

Председатель Конституционного Совета

4,9

4,9

9,8

  1.  

Биртанов Е.А.

Министр здравоохранения

4,8

4,6

9,4

  1.  

Дуйсенова Т.Б.

Министр труда и социальной защиты населения

4,5

4,4

8,9

Председатель КНБ Карим Масимов в присущем ему стиле «тихой сапой» продолжает реализовывать курс по секьюритизации.  Знамена те же: борьба с экстремизмом и терроризмом, обеспечение информационной безопасности («Киберщит»). Несмотря на имидживые издержки ведомство, возглавляемое Масимовым, не оставляет попыток сжать кольцо вокруг Аблязова. В контексте вопроса о степени мандата доверия респонденты обратили внимание на присутствие г-на Масимова в составе делегации во время визита главы государства в США («четкий сигнал о близости к руководству страны»). Примечательно, что Карим Масимов называется в списке возможных кандидатов на ротацию «разговоры об его якобы возможном возвращении в правительство, которые ходят среди пикейных жилетов, несут собой важный месседж – они реанимируют тезис об управленческой незаменимости Масимова, представляют его как некую панацею».

Спикеры обеих палат парламента Нурлан Нигматулин (Мажилис) и Касым-Жомарт Токаев (Сенат) продолжают  эффективно администрировать на вверенных им участках, оставаясь в фарватере плана законотворческой работы. Как показатель – законодательное сопровождение работы госаппарата проходит без пробуксовки. Несмотря на повышение статуса в системе власти, которое парламент получил в результате последней конституционной реформы, роль этого института в системе принятий решений остается инструментальной: «в условиях нашей политсистемы, это плюс, чем недоработка, оба спикера демонстративно избегают и намеков на политизацию своей работы».

По мнению экспертов, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев находится в состоянии проверки на востребованность управленческих компетенций, тестируются на прочность и его политико-аппаратные позиции. О серьезности момента говорит тот факт, что назвав критику правительства, прозвучавшей в послании президента, последним предупреждением главы государства, Сагинтаев фактически подтвердил мнение наблюдателей о том, что кабмин находится под серьёзным ударом. В смутное для себя время глава кабмина заметно снизил активность, но с информационных радаров не пропал. Через темы приватизации, жилищного строительства, освоения бюджетов, социально-трудовых отношений премьер-министр транслировал политику правительства. При этом «он не стал использовать старый добрый аппаратный прием и выходить из-под удара через критику подчиненных».  

Первые шаги Ахметжана Есимова в ФНБ «Самрук-Казына» стали демонстрацией особого мандата доверия от главы государства, считают эксперты. В числе первых достижений Есимова на новом поприще называется сокращение топ-менеджмента и оптимизацию управленческой структуры. При этом они ожидают, что Фонд еще не раз станет генератором интересных новостей. «В лице Есимова трансформация ФНБ получила недостающий компонент – политический вес. После блицкрига «кто в доме хозяин» проблемы с непослушанием, с которой Шукеев когда-то обращался к президенту, у Есимова не будет». Вместе с тем за Ахметжаном Смагуловичем окончательно закрепилась роль президентского спецпорученца, направляемого с особой миссией на просевшие участки. Эта специализация обуславливает тот факт, что «он единственный из политических пенсионеров, чья карьерная кривая идет вверх, а не в противоположном направлении».

 Позиции председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алика Шпекбаева коррелируются с выходом власти на антикоррупционный трек. Последний тренд, по мнению экспертов, усиливается и личностным фактором – «после долгого пребывания запасным игроком, Шпекбаев с особым рвением принялся за поставленные перед ним задачи». Как подтверждение – с начала года антикоррупционная служба выдала серию «хлопков», одновременно задав высокий темп медийного сопровождения, как работы Агентства, так и позиционирования его председателя. Однако эксперты указали и на риски, главные их которых: «активность Агентства может привести к конкуренции в силовом блоке», а сам г-н Шпекбаев «может стать раздражителем для истеблишмента». Отмечается, что Алику Жаткамбаевичу удалось создать общественную подпорку своей работы.

         Эксперты позитивно отозвались о работе дипломатической службы, возглавляемой министром иностранных дел Кайратом Абдрахмановым, которая продемонстрировала профессионализм во время официального визита главы государства в Вашингтон и Нью-Йорк. «Как технически, так и содержательно визит прошел без сучка и задоринки, что стало результатом большой подготовительной работы дипломатов, отработавших множество организационных нюансов». Респондентами отмечается, что вместе с вовлечением президента Назарбаева в большую политику повышается и политико-аппаратные индексы внешнеполитического ведомства и лично министра Абдрахманова.  

Главный вызов для министра внутренних дел Калмуханбета Касымова – долгое нахождение в занимаемой позиции. Возглавляя МВД с 2011 года, он является старожилом правительства и эта востребованность служит лучшим индикатором его эффективности («при том, что он возглавляет ведомство, которое традиционно не пользуется доверием общества»). Министр Касымов отбил ни одну информационную атаку, взял ни один раунд в аппаратных играх. Но вместе с этим могло сложиться мнение, что он врос в систему, стал незаменимым. Более того, до пенсионного возраста ему осталось два года, «чтобы после того, как Касымов выйдет на пенсию работа МВД не просела, необходима подготовка и обкатка равноценной замены».

По оценкам респондентов, министр труда и социальной защиты Тамара Дуйсенова одна из фигур, кто находится в зоне риска. В качестве причин респонденты указали на следующие моменты. Во-первых, слабая позиция по разрешению шахтерской забастовки. Во-вторых, неудовлетворительные результаты по самозанятым. В-третьих, разворачивание госаппарата на цифровизацию закладывает «мины» на рынке труда, что требует от министерства активных действий по упреждению негативных последствий. В-четвертых, политическая легковесность г-жи Дуйсеновой делают ее удобной мишенью для внутриаппаратной критики и снижают ее возможности по отстаиванию интересов курируемой сферы в рамках госаппарата.  

 

 

 

 


Нравится

Трибуна

Все о политике в Кыргызстане
Кыргызстан
© 2012-2018. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане