Рейтинг государственных деятелей. Итоги апреля

5 мая 2018 / 16:23
6124
Публикации

Одна из претензий, адресуемая нынешней власти – неумение опережать и купировать негативные процессы. Тем не менее, в повестке госполитики присутствуют сюжеты, определяющие тактические действия власти, в том числе предопределяющие ее кадровые решения. В апреле таковыми были:

во-первых, социальная сфера. Власть продолжает заходить в социалку, одну из проблемных зон госполитики. Но вместо реформ она предложила пряники, которые несут собой пропагандистский и электоральный заряд. После февральской смены министра труда и соцзащиты, а также мартовского запуска пяти социальных инициатив, госаппарат в апреле погрузился в прорисовку заявленных президентом преференций.  

во-вторых, финансово-экономический сектор. Цифровизация и сельское хозяйство в апреле уступили в актуальности сюжетам зачистки  банковского рынка и отражения рикошетов, прилетающих с фронта Россия-Запад. Эти тренды нашли выражение в президентском мандате на очередной этап ревизии банковской системы, смене заместителей министра нацэкономики, а также выработке антидотов от токсических выбросов западного давления на экономику северного соседа.

в-третьих, внутренняя политика. После прохождения годового рубежа власть пролонгировала программу «Рухани жаңғыру» как основного фокуса, через который модерируется идеологическая работа. Другим итогом апреля стала прописка в повестке дня ожиданий начала электорального цикла. Из кадровых решений – назначение Дархана Калетаева в министерство по делам религий и гражданского общества, а также замена Секретаря Совета Безопасности – органа, который находится в преддверии институционального укрепления, и которому прогнозируется основная роль в транзите власти.

Указанные сюжеты, на наш взгляд, были основными в работе госаппарата, а значит и для управленческого истеблишмента. Безусловно, повестка месяца была намного шире. В фоновом режиме присутствовали темы разгосударствления, ревизии корпоративного сектора, внешней политики, цифровизации, сельского хозяйства, борьбы с коррупцией и т.д. Тем более что казахстанская политика кулуарна, и многие процессы остаются за кулисами, но влияют на релевантность руководящего состава. «Саясат-Monitoring» составил очередной рейтинг, в котором на основе экспертных оценок зафиксировал, как события месяца отразились на позициях государственных деятелей.

ФИО

Должность

Результативность курируемой сферы

Выполнение поручений Главы государства

Итоговое значение

 

 

1

2

3

4

5

6

  1.  

Джаксыбеков А.Р.

Руководитель Администрации президента

9,4

9,5

18,9

  1.  

Масимов К.К.

Председатель КНБ

9,4

9,4

18,8

  1.  

Токаев К.К.

Спикер Сената

9,2

9,2

18,4

  1.  

Нигматулин Н.З.

Спикер Мажилиса

9,1

9,2

18,3

  1.  

Есимов А.С.

Председатель правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»

9

9

18

  1.  

Тажин М.М.

Первый заместитель руководителя Администрации президента

8,8

8.7

17,5

  1.  

Сагинтаев Б.А.

Премьер-министр

8,7

8,6

17,3

  1.  

Кожамжаров К.П.

Генеральный прокурор

8,4

8,4

16,8

  1.  

Мамин А.У.

Первый заместитель премьер-министра

8,2

8,3

16.5

  1.  

Асанов Ж.К.

Председатель Верховного Суда

8

8,1

16,1

  1.  

Ермекбаев Н.Б.

Помощник президента - секретарь Совета безопасности

8

8

16

  1.  

Акишев Д.Т.

Председатель Национального банка

7.8

7,9

15,7

  1.  

Досаев Е.А.

Заместитель премьер-министра

7,6

7,7

15,3

  1.  

Шпекбаев А.Ж.

Председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции

7,5

7,6

15,1

  1.  

Жумагалиев А.К.

Заместитель премьер-министра

7,5

7,5

15

  1.  

Мухамедиулы А.

Министр культуры и спорта

7,3

7,5

14,8

  1.  

Шукеев У.Е.

Заместитель премьер-министра-министр сельского хозяйства

7,2

7,3

14,5

  1.  

Бозумбаев К.А.

Министр энергетики

7,2

7,2

14,4

  1.  

Абдрахманов К.К.

Министр иностранных дел

7

7,1

14,1

  1.  

Абаев Д.А.

Министр информации и коммуникаций

7

7

14

  1.  

Калетаев Д.А.

Министр по делам религий и гражданского общества

6,8

6,9

13,7

  1.  

Касымов К.Н.

Министр внутренних дел

6,7

6,8

13,5

  1.  

Касымбек Ж.М.

Министр по инвестициям и развитию

6,5

6,6

13,1

  1.  

Имашев Б.М.

Председатель ЦИК

6,3

6,4

12,7

  1.  

Абдыкаликова Г.Н.

Государственный секретарь

6,1

6,3

12,4

  1.  

СулейменовТ.М.

Министр национальной экономики

6,1

6,2

12,3

  1.  

Сагадиев Е.К.

Министр образования и науки

5,9

6

11,9

  1.  

Уразалин О.С.

Заместитель руководителя Администрации президента

5,8

5,9

11,7

  1.  

Бекетаев М.Б.

Министр юстиции

5,6

5,4

11

  1.  

Султанов Б.Т.

Министр финансов

5,5

5,3

10,8

  1.  

Атамкулов Б.Б.

Министр оборонной и аэрокосмической промышленности

5,5

5,2

10,7

  1.  

Жасузаков С.А.

Министр обороны

5,4

5,4

10,6

  1.  

Мами К.А.

Председатель Конституционного Совета

5,2

5

10,2

  1.  

Биртанов Е.А.

Министр здравоохранения

5

5

10

  1.  

Абылкасымова М.Е.

Министр труда и социальной защиты населения

4,8

4,7

9,5

  1.  

Ракишева А.Г.

Заместитель руководителя Администрации президента

4,6

4,5

9,1

 

Председатель КНБ Карим Масимов сохраняет высокие индексы, как в оценках, так и в экспертных прогнозах. Многие респонденты выразили мнение, что в последнее время ненавязчиво формируется мнение об эффективности г-на Масимова-чекиста («этой линии ранее не наблюдалось»). При этом информационное подсвечивание работы возглавляемого им ведомства дается под разными углами – борьба с терроризмом и экстремизмом, защита конституционного строя, пресечение организованной преступности и таможенной контрабанды. В частности, эксперты обратили внимание на отчеты КНБ по борьбе с интернет-преступностью, противодействию религиозному экстремизму и терроризму («в обоих случаях КНБ отчиталось публично, с широким информационным охватом»). Завершение уголовного процесса по Токмади и Дутбаеву, по мнению экспертов, усиливает образ Масимова как верного помощника Назарбаева.  

Ахметжан Есимов продолжил набирать скорость, разгоняя ФНБ «Самрук-Казына» до требуемой кондиции. После первого выстрела по управленческой структуре Фонда, Ахметжан Смагулович приступил к ревизии его непрофильных активов. Взятый им курс по отстёгиванию «прицепов» привел к сокращению бюджетов ряда проектов, действовавших под крылом Фонда, а экспертов убедил в мысли, что «Есимов пришел «резать». Смело и  решительно». При этом респонденты уверены, что «чем дальше в лес, тем больше будет дров». И по мере дальнейшего погружения Есимова в «кухню» ФНБ респонденты не исключают появления уголовных дел. «Возможно, он станет объектом информационного прессинга, как это было в случае ЭКСПО. Но такой сценарий маловероятен, поскольку очевидно, что Есимов работает с мандатом комиссара по особым поручениям».

Позиции премьер-министра Бакытжана Сагинтаева нестабильны. Он был главным бенефициантом февральского расширенного заседания кабмина («вопреки некоторым ожиданиям, правительство получило положительную оценку главы государства, а Сагинтаев упрочил внутриаппаратные и политические позиции). Однако за короткий промежуток времени этот задел был растерян – по экспертным оценкам таков главный итог апреля. Как считают респонденты, Бакытжан Абдирович заметно сбавил активность, сократил присутствие в информационном поле и артикулирование своей повестки.

Кипучая деятельность заместителя премьер-министра – министра сельского хозяйства Умирзака Шукеева выразилась в активации новой программы развития АПК, кадровых перестановках, выездах в регионы, плотном информационном сопровождении. Как отмечают респонденты, «Шукеев играет на контрасте с курсом своего предшественника – Аскара Мырзахметова, который после отставки воспринимается в Астане как «отстреленный патрон». Свою роль в том, что Шукеев взял с места в карьер, по мнению экспертов, играет с одной стороны, желание реабилитироваться после невнятных результатов в Самрук-Казыне, с другой стороны, оправдать надежды президента. В свою очередь шукеевская ставка на крупные хозяйства льет воду и на мельницу Умирзака Естаевича, поскольку он и его курс получает поддержку бигменов от АПК, многие, из которых, серьезные игроки, а «с таким лобби управленческая выживаемость значительно повышается».

Котировки председатель Национального Банка Данияра Акишева выросли. Но отмечается, что «его положение можно сравнить с курсом биткойна – то вверх, то вниз. И непонятно, чем все закончится». В январе он получил от главы государства положительное резюме результатов работы Нацбанка, затем им же был раскритикован за бездействие в ситуации с «Bank RBK», а в апреле он был взят под президентскую защиту и получил  карт-бланш на зачистку банковского сектора. «Сложность позиции председателя Нацбанка, как известно, заключается в умении проводить политику регулятора, лавируя между интересами различных групп. В то же время положение между Сциллой и Харибдой дает возможность играть на противоречиях, но это требует большого умения, главное из которых – не заиграться. И если он политически выживет, то будет одним из самых опытных игроков».

Относительно руководителя внешнеполитического ведомства Кайрата Абдрахманова отмечается, что рост напряженности в большой политике повышает нагрузку на дипломатов, от эффективной работы которых зависит как представление интересов страны на международной арене, так и обеспечение условий для стабильного развития. Главный вызов, который обозначился в апреле – отстоять право на многовекторность. Из других тем месяца эксперты отметили системную работу казахстанского МИДа по так называемой экономической дипломатии.  

С латинизацией нагрузка на министра образования и науки Ерлана Сагадиева, который ведет проект по трехъязычию, существенно увеличилась. Увеличилась и общественная критика в его адрес. При этом эксперты отмечают, что министр пользуется поддержкой президента, которую он при случае старается продемонстрировать. С одной стороны, это служит выражением подтверждения политической значимости, как латинизации, так и трехъязычия, с другой стороны, признанием эффективности работы министра.   

  

 

 

 

 

  

 

 


Нравится

Трибуна

Все о политике в Кыргызстане
Кыргызстан
© 2012-2018. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане