«Женщины более остро ощущают социальную несправедливость и готовы на нее реагировать»

11 марта 2019 / 11:28
2464
Публикации

Протестная активность в Казахстане минимальная, о чем свидетельствуют данные социологических опросов, да и сама реальность. Политический протест практически исключен, но наблюдается тенденция роста социальной активности, вероятно, через вопросы ЖКХ, маленьких пособий для многодетных семей, низкого обеспечения граждан и прорывается политический подтекст. Но он завуалирован и еще один феномен, что во главе этой протестности, как правило, стоят женщины. Здесь ответ может быть вполне очевиден – женщин больше касаются вопросы социального характера, в отличии от мужчин. Но так ли это? Sayasat.org поговорил с известными казахстанскими феминистсками, блогерами и политологами, чтобы понять в чем суть женского протеста.

 

В основе ценности

 

Политолог, директор  Центрально-Азиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева не считает, что у протеста женское лицо. Но, по ее словам, есть проблемы, вопросы, которые поднимаются женщинами. Одна из причин этого связана с нашими культурными ценностями или правилами. Например, мужчине не позволит гордость выйти требовать льгот, если у него много детей.

 

«У нас есть четкая формулировка «многодетные матери», хотя в действительности речь идет о многодетной семье. Папа почему-то исключен из этого положения, словно, его нет или он не имеет отношения к этой ситуации: что у него много детей. Мужчине стыдно поднимать такие вопросы, что мало социального пособия, не хватает денег на содержание детей. Если мужчина исключен из понимания многодетности, соответственно, это его не касается, или это не его дело, не зона его ответственности», - сказала г-жа Умбеталиева.

 

По ее словам проблема в том,  что ответственность за очень много социальных вопросов лежит на женщине. Можно сказать, что вопросы семьи это чисто женская сфера, хотя семья состоит из двух взрослых и детей. Поэтому ответственность должна распределяться внутри семьи. К примеру, если ребенок вдруг стал «плохим», то виновата женщина, заметила она. В нашем обществе в определенных сферах еще доминируют традиционные ценности, и в первую очередь традиционность проявляется в отношении к женской части общества, подчеркнула политолог.

 

«Все политические темы не имеют женского или мужского лица. А вот социальные темы строго детерминированы на женщин», - заметила г-жа Умбеталиева.

 

Ядро политического пробуждения

 

Соосновательница казахстанской феминистской инициативной группы  «Феминита» Жанар Секербаева считает, что у протеста женское лицо, потому что женщины более остро ощущают социальную несправедливость и готовы на нее реагировать.

 

Они действуют, собираются, пытаются призвать власть к ответу, однако государство не идет на диалог или же отвечает таким образом, что люди все больше теряют доверие к правительству страны, к законам, к правосудию, подчеркнула она.

 

«Я не согласна с тем, что к женщинам относятся лояльнее, чем к мужчинам на акциях протеста. Наоборот, феминистки преследуются полицией и им постоянно угрожают. Мой личный пример, когда я была задержана за участие в фотосессии, посвященной дестигматизации менструации в Алматы в 2018 году. Мало того, что меня выследили по сообщениям в WhatsApp, пытались запугать как во время задержания, так и во время суда», - рассказала г-жа Секербаева.

 

По ее словам женщины станут ядром политического пробуждения в Казахстане.

«Если в этом будут помогать мужчины и те, кто себя так идентифицирует, от этого движение вперед будет только более усиленным. Здесь важно быть вместе», - добавила она.

 

Не закрывайте двери

 

Известный адвокат, один из лидеров феминистского движения Айман Умарова отметила, что женщины идут на «подвиги» от безысходности, когда  терять нечего. Самая большая часть населения страны – женщины, несмотря на это они находятся в более уязвимом положении чем кто-либо. Среди них:  многодетные матери, матери-одиночки, инвалиды, живущие с ВИЧ, осужденные, жертвы насильственного экстремизма, жертвы трафика, сельские женщины, женщины- мигранты и  так далее.

 

«Когда закрылись все двери, я имею ввиду, двери чиновников, которые обязаны реагировать на социальные проблемы женщин и искать новые подходы к их решению, не бояться поднимать проблемы на обсуждение, но они  не выполняют свою работу, а если что-то и делают – только формально, женщины доведены до крайности, поскольку во всех сферах перестали решать их проблемы, им ничего не остается как протестовать», - считает она.

 

Запрос на Конституцию

 

По ее словам – это не протест  с требованиями чего-то сверхъестественного, а запрос на выполнения норм Конституции РК, требования о хлебе насущном: как прожить каждый день: как накормить детей, во что одеть, на что жить, заметила г-жа Айман Умарова.

 

По ее словам, трудно сказать, что власти лояльны к женщинам на протестах, но у власти тоже сидят те, у кого есть матери, сестры, жены, дочери. В этом, смысле, возможно, не хотят выглядеть неприглядно перед мировым сообществом, считает она.

.

«Женщины во многих странах остаются  вторым сортом, где сохраняется гендерный дисбаланс во всех сферах  общества, мы не исключение. Хотя общество феминизируется и это закономерно. Ядром не только политического, но и экономического пробуждения могут стать   женщины, в случае соблюдения прав, а также предоставлении равных возможностей не только на бумаге, вряд ли женщины пошли бы на такие вынужденные меры», - сказала Айман Умарова.

 

Протест против патриархата

 

Известный блогер Жанна Ахметова также не убеждена, что протест превращается в сугубо женский. По ее словам погибли дети, и это затронуло и возмутило всех матерей. Мужчин тоже задело, но они по природе инертны.

 

«Если в семье финансовые проблемы или ребенок серьезно болен, мужчина, как правило, устает и просто уходит. А женщина ответственна перед детьми, ей некуда уйти, дети это «часть ее тела». Конечно же, есть ответственные отцы, и есть безответственные мамы. Но такие, скорее исключение из правил», - подчеркнула она.

 

В целом, по ее словам, женщины Казахстана начали медленно, но верно поднимать голову из вечного поклона. Им надоело служить всем с самого детства. Они поняли, что у них равные права с мужчинами и больше не хотят пресмыкаться. А власть, как известно с мужским лицом.

 

«Поэтому я расцениваю эти марши не только как против политики властей, но и как протест против угнетающего патриархата. При этом я далека от феминизма. Я лишь опираюсь на свои наблюдения и опыт», - заключила Жанна Ахметова.

Аскар МУМИНОВ


Нравится

Трибуна

Все о политике в Кыргызстане
Кыргызстан
© 2012-2018. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане