«Об «общности» ЕАЭС, политической философии, тюркской интеграции»

17 июня 2014 / 9:23
3772 1
Валихан Тулешов

Интервью с директором Института регионального развития Школы государственной и общественной политики Международной Академии Бизнеса Валиханом Тулешовым.

Казахстан отдал приоритет в интеграционных проектах именно ЕАЭС. На ваш взгляд, что ждет остальные проекты (китайский экономический пояс шелкового пути, тюркская интеграция и др.)?

Для каждого проекта существует определенные обстоятельства и время. Поэтому говорить о том, что другие интеграционные проекты уйдут в небытие, по меньшей мере, не правильно.

Если на сегодня большинство тюркских стран получили независимость и двигаются по направлению к полной состоятельности, достичь которую сразу не удается, то, к примеру, в той же России есть тюркские автономии, которые не имеют полноценного государственного  суверенитета и независимости в составе РФ. Поэтому, учитывая такие условия, говорить о том, что наши суверенные тюркские государства страны могут создать свой союз, пока рано.

Я считаю, что каждое государство должно полноценно функционально состояться именно в той сфере, в какой оно хочет интегрироваться с другими государствами. Если с Россией и Беларусью мы подписали договор об ЕАЭС, то это говорит о том, что мы состоялись как сугубо экономические партнеры, не более. Ведь Казахстан, к примеру не имеет выхода к морю, а РФ для нас является транзитной территорией, через которую мы торгуем газом, нефтью и другими ресурсами с Европой. Мы не пошли на другую форму интеграции (читай - политическую), потому что ни РФ и Казахстан, ни Беларусь не готовы отказаться от своих политико-экономических и социально-экономических особенностей, моделей и систем, которые  сейчас являются достаточно разными.

Некоторые политологи убеждены, что в ЕАЭС нет общности, нет консолидирующих идей. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Да, у нас нет культурной «смычки», которая могла бы быть ядром культурно-интеграционного процесса. Потому что у российской нации есть свои модели политического, социального и культурного поведения. В свою очередь у Казахстана или Беларуси свои модели.

Какая, на ваш взгляд, в Казахстане политическая философия наиболее популярна?

Наша элита пользуется моделями развитых стран мира. Есть несколько концептов построения государства – национального государства европейского типа, формат которого был изложен в Конституции РК, есть концепт конкурентоспособности, концепт  развивающихся стран (об этом основательно изложено в документах ООН),  чему, кстати, мы и следуем до сих пор. Тем не менее, у нас уже объявлена Стратегия «Казахстан – 2050», целью которой является вхождение нашей страны в 30-ку самых развитых стран мира. Поэтому мы должна срочно изменять свои подходы: стараться жить, думать и работать так, как это делают в самых развитых странах мира.

Если говорить о Казахстане, то у нас можно наблюдать доминирование нашей национальной модели на основе этнических, кровнородственных отношений. Не так ли?

 

Конечно, этнический характер казахского национального государства налицо, тем не менее, национальный состав в Казахстане различный. И в этом плане между этносами происходит скрытая конкуренция. Некоторые убывают, другие увеличиваются. Казахская нация растет за счет в первую очередь собственного прироста, а во-вторых, за счет складывающегося дисбаланса с другими этносами. С другой стороны этот процесс прямо соприкасается с процессом демократизации или построения гражданской нации. Ведь в глазах простых граждан, бытовых казахов президент видится ими как успешный правитель, хан, смотрится как руководитель, который отдает все свое время, чтобы строить государство. Когда хотели провести референдум, чтобы оставить Назарбаева на посту президента до 2020 года, президент сказал, что «Нет, нам надо учиться демократии» и что мы должны постоянно проводить выборы, «чтобы учиться демократии». Урок демократии с выборами наши граждане должны усвоить навсегда. Даже если сказать, что все наши выборы не были признаны полностью Европой, то на последних выборах накал и количество упреков снизилось, потому что все понимают, что из казахов сделать американцев в одночасье никогда не получится. Процесс демократизации будет долгий и болезненный.

В основе нашей демократии лежит национальная модель этики. То есть молодые люди всегда, в соответствии с этическими кодексами казахов, к примеру, должны будут уступать место в автобусе взрослым людям. И это уже серьезный показатель. И эти формы ментальности оказывают глубокое влияние на нашу демократическую модель.

А что можете сказать касательно социальных лифтов?

У нас эти лифты работают. Но в то же время велика роль традиции: трайбализм присущ сфере госслужбы или казахстанскому бизнесу, где критерий семейственности доминирует. В Казахстане 80 % предприятий являются семейными. Я хочу сказать, что рецидивы открытого лоббирования родства встречаются в последнее время не так часто. Другое дело корпоративный бизнес, который не приемлет семейственность. Тем более,  сейчас происходит административная реформа, которая является очень длительным процессом. К примеру, Япония или Сингапур чтобы стать такими, какими мы их знаем в сфере госуправления, шли очень долго, при этом постоянно реформируя  административную систему, а вместе с ней уклад жизни и ментальность людей. И Казахстан не исключение из правила: мы должны пройти такой же путь.

Вы сторонник тюркской интеграции. С другой стороны, центры в лице Китая, России, Ирана вряд ли будут приветствовать такой альянс.

Я не думаю, что кому то это не будет нравится. Ведь и Россия, и Китай, и Иран также не живут на отдельных планетах, их правительства должны понимать реалии нарождающегося тюркского интеграционного проекта. Тем более, что  объявление суверенитета – это первое, что нужно для начала процесса. Второе – государство должно состояться. Только учитывая эти два фактора можно говорить о начале процесса интеграции, а это тоже длительный процесс.

Некоторые наши страны-соседи находятся еще на первом этапе – идет только осознании идеи, что их народы могут предложить казахам и наоборот. Мы уже этот этап прошли с Россией и Беларусью. Я думаю, что в течение 10 лет может произойти процесс осознания необходимости полноценной центрально-азиатской интеграции в экономической сфере, когда произойдет полное осознание национальных экономических интересов. Потом будем двигаться дальше.

В целом можно наблюдать в тюркском сообществе и центрально-азиатском регионе постепенное осознание необходимости разностороннего сотрудничества, его нарастания. А это уже на начальной стадии  формирует определенный результат – позитивные международные отношения в ЦА. Есть, конечно, проблемные вопросы, но они все решаемы. В конце концов, лидеры стран ЦА без проблем находят общий язык.

Записал Халил МУКАНОВ


Нравится

Комментарии

Самеке

ЕАЭС имеет общий культурный код. То есть у нас есть в природе пассионарность. В ХХІ веке будут иметь силу союзы.


Добавить комментарии

Анонимно      

Другие портреты

Все о политике в Кыргызстане
Кыргызстан
Алексадр КУЛИ
американский эксперт по международным вопросам, ШОС и странам Центральной Азии, профессор колледжа при Колумбийском университете
Многовекторная политика Казахстана приводит к отсутствию четкой роли республики в регионе и мире

Последние комментарии

Ерлан М.
9 декабря 2017 / 23:08
Уважаемые сограждане, Хотелось бы пожелать нашему президенту побольше физических и духовных сил и энергии во всех его делах! Мы в свою очередь должны быть одними из тех кому он может доверять и рассчитывать на поддержку. Ведь в данный момент наша страна в лице президента выходит на новый этап на внешне политической арене. Давайте будем побольше ...
7777
7 декабря 2017 / 13:00
Зачем писать подобный бред? Алаш, - это не партия,т.к. у нее отсутствуют все признаки партии. Алаш, - это не национализм, т.к. национализм свойственен, буржуазным течениям, по защите собственного рынка, и протекции отечественного производителя, а подобного у казахов не было. Алаш, - это не демократия, т.к. делегатов Всекиргизского съезда НИКТО не в ...
Торегали Казиев
6 декабря 2017 / 17:54
Алашевцы - поколение светлых личностей, оставившие после себя основы казахской государственности, границ государства, схему истории, просветительство на уровне века, стихи Магжана и Путь Абая. Сумели защитить глубинные интересы народа при царе и при большевиках. Зная будущее. Равняйтесь на своих гениев, братья! Қазақ Елі жасасын!
© 2012-2015. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане