«О трансформации политической системы и идеологии»

29 июня 2014 / 0:34
5256 4
Талгат Мамырайымов
Политолог

Интервью с политологом Талгатом Мамырайымовым.

Завершается первый политический сезон в этом году. Какие можно отметить тенденции и есть ли принципиально новые тренды в казахстанской политике, как вы считаете?

Я бы отметил в первую очередь то, что за последнее время были предприняты определенные действия политическими силами. По итогам которых нас, возможно, ждут большие перемены.

Речь идет о возможной трансформации политического режима в сторону усиления роли парламента и премьер-министра.

Соответственно вполне возможно, что могут быть проведены внеочередные выборы в Мажилис или в Маслихаты. Тем более недавно Дарига Назарбаева заявила, что Маслихаты слабо выполняют свои функции в контроле за местными исполнительными органами. Здесь надо обратить внимание на тот факт, что такие разговоры, видимо, не случайны. Наверняка, это своего рода информационное сопровождение перед внеочередными выборами.

В целом внутриполитическая жизнь Казахстана остается прежней.

Однако стоит отметить, что трансформация режима может быть еще связана с добровольной сдачей оппонента казахстанского режима – экс-зятем президента РК Рахатом Алиевым. Не исключено, что это связано еще и с предстоящим транзитом власти в Казахстане. Возможно, Рахат Алиев работает на внешние силы давления. А эти силы, по-всей видимости, заинтересованы в установлении в Казахстане марионеточного режима.

В одном из интервью вы говорили о том, что в Казахстане слабо выстроена идеологическая составляющая. На ваш взгляд, будет ли эта сфера задавать тренд в ближайшее время?

По всей видимости, Москва решила не ввязываться в дальнейшую эскалацию конфликта в Украине. Теперь Кремль, на мой взгляд, акцентирует внимание на формировании евразийской интеграции, а также на включении в него дополнительных сателлитов – Армении, Кыргызстана и Таджикистана. В этом русле Кремль, возможно, попытается установить еще и политическую гегемонию над странами постсоветской Центральной Азии. Причем посредством установления здесь марионеточных режимов. Каким бы фантастическим не казался бы некоторым такой сценарий, его нельзя полностью исключать, тем более после событий в Украине. Так, к примеру, недавно в Узбекистане появилось сепаратистское движение «Каракалпакстан алга!». Причем появление этого движения сразу же получило довольно широкую информационную огласку в ведущих российских СМИ. Кроме того, в России недавно был принят закон, согласно которому трудовые мигранты из Средней Азии не смогут ездить без загранпаспортов в Россию. Все это можно рассматривать как некую форму шантажа с целью дестабилизации ситуации в регионе, принуждения в первую очередь Кыргызстана и Таджикистана на вступление в Таможенный и Евразийский союзы.

Сейчас состояние казахстанской идеологической сферы играет на руку Кремлю для реализации экспансионистских амбиций. Основная проблема Казахстана в идеологической сфере заключается в повальном доминировании российских СМИ. Среди них большая часть делает акцент на российских культурных и политических идеологемах. В частности, аннексия Крыма благодаря пророссийской позиции СМИ получила широкую поддержку среди нашего населения.

В этом аспекте показательно заявление, которое сделал 5 июня 2014 г. глава ФСБ России А. Бортников на заседании Совета глав органов безопасности и спецслужб стран СНГ в г. Минске. В частности, он сказал, что в ФСБ «учитывают, что в странах могут быть силы с определенными намерениями, касающимися свержения власти». При этом Бортников добавил: «Деятельность деструктивных сил по раскачиванию обстановки в странах СНГ недопустима. Мы будем действовать жестко, в рамках закона, чтобы не дать возможности деструктивным силам влиять на ситуацию в наших странах». Данное заявление Бортникова можно рассматривать как некий многозначительный месседж многим главам постсоветских государств, стремящимся избежать протектората Москвы. В пользу такого вывода говорит то обстоятельство, что никакая структура, никакие соглашения не уполномочивали ФСБ заниматься вопросами безопасности стран СНГ.

Как вы думаете, возможно, ли появление межэтнических проблем из-за проблем в идеологии?

Межэтническая гармония достигается через открытый диалог, когда друг другу говорят о взаимных обидах, их обговаривают и соответственно забывают о проблемах. Но у нас это табуируется. Если говорить: «Халва-халва», то во рту слаще не станет. То есть, говорить о том, что у нас все хорошо в межэтнической сфере вовсе не означает, что все будет хорошо и все станет только лучше. У нас есть проблемы в межэтнической сфере. К примеру, скрытая напряженность между казахами и русскоязычным населением. Видно, что русскоязычные казахстанцы относятся пренебрежительно ко всему казахскому. Такое отношение усилилось после вступления Казахстана в ЕАЭС. Это очень опасная тенденция. Ведь в таких условиях Москва может реализовать свои экспансионистские планы. Надо отметить, еще проблема в том, что среди русскоязычных казахстанцев есть еще и казахи-манкурты, способствующие кризису «казахскости». При этом многие манкурты напрямую, или опосредованно относятся к элите.

Насколько верно разделение «наши» или «не наши»?

События на Украине стали неким рубежом или водоразделом между затаенными настроениями такого рода и открытым их выражением. Ситуация будет только ухудшаться. Повторюсь, надо открыто говорить о наболевших проблемах в межэтнической сфере. Видным представителям казахов и русского этноса нужно сесть за стол переговоров, диалога по этим проблемам. Нельзя бесконечно сжимать пружину межэтнической напряженности, делая ее табуированной темой, – в один прекрасный день она может разжаться и привести к большим катаклизмам.

Может быть, проблема поляризации нашего общества в том, что в Казахстане нет духовных авторитетов?

Многие понимают, что мораль исторически является интеллектуальным продуктом элиты для того, чтобы можно было легче управлять нижестоящими представителями общества. Поэтому казахстанская элита является автором того морально-нравственного климата, который у нас наблюдается. Об этом свидетельствует ситуация, когда дети крупных чиновников просто берут и убивают простых людей, и они после этого не несут никакой ответственности.

В Казахстане же наблюдается падение общечеловеческих ценностей. В первую очередь нивелирование таких ценностей как «сострадание», «прощение». Сейчас люди у нас относятся друг к другу преимущественно по принципу «человек человеку - волк». Если ты не имеешь связей, поддержки, то ты в Казахстане «никто» и тебе вряд ли светит, например, получить хорошую работу. На такого рода преференции могут рассчитывать лишь те представители простого народа, которые «кристально чисты» и являются незаменимыми профессионалами. То есть, для того, чтобы простому казахстанцу получить какие-то преференции от государства, ему нужно быть чуть ли не «терминатором». Но почему-то такие требования почти не предъявляются представителям элиты, людям их круга. И в большинстве своем именно такие обстоятельства являются главной основой поляризации нашего общества.

Остается только уповать на представителей интеллектуальной элиты, но их усилия – капля в море с угрожающей ситуацией. Они не смогут призвать людей к переоценке человеческих ценностей без поддержки государства, а оно не только отстранилось, но и еще поощряет морально-духовный вандализм.

 

Записал Халил МУКАНОВ


Нравится

Другие портреты

БОЗУМБАЕВ КАНАТ АЛДАБЕРГЕНОВИЧ
Министр энергетики Республики Казахстан
Министерство энергетики Республики Казахстан
МУХАМБЕТОВ АРХИМЕД БЕГЕЖАНОВИЧ
Аким Костанайской области
Костанайский областной акимат
МЫРЗАХМЕТОВ АСКАР ИСАБЕКОВИЧ
Первый заместитель председателя партии
Партия "Нур Отан"
© 2012-2018. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане