«О стабильности казахстанского общества, политическом процессе, национал-патриотах»

16 июля 2014 / 1:24
3659 1
Мадина Нургалиева

Интервью с заведующей отделом социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований Мадиной Нургалиевой.

Какие итоги можете подвести в первом политическом сезоне этого года? Есть ли принципиально новые тренды?

Итоги первой половины текущего года, на мой взгляд, не привнесли ничего кардинально нового в политическую жизнь страны. Среди масштабных событий вполне ожидаемыми были и подписание договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и недавнее официальное признание за Казахстаном права на проведение EXPO-2017, и потенциальная вероятность Алматы стать хозяйкой XXIV Зимних Олимпийских игр.

Можно выделить кадровые перестановки, имею в виду повторное назначение Карима Масимова на пост премьер-министра, Нурлана Нигматулина - на позицию руководителя администрации президента. Однако, стоит отметить, что эти кадровые перемещения также оказались, условно говоря, «привычными» и по итогам деятельности возглавляемых вышеперечисленными персонами структур радикальных изменений не наблюдалось. Мы даже «корректировку курса тенге» пережили относительно спокойно.

Более заметной стала борьба с коррупцией, причем речь идет о громких коррупционных скандалах с большими суммами и статусных персонах, задействованных в них.

Важный тренд в этом направлении – перемещение результатов антикоррупционной борьбы в публичное пространство. Населению активно пытаются привить своеобразный «иммунитет» от коррупции, постепенно формируется образ «взяточника» и даже иногда «взяткодателя». К примеру, по информации АБЭКП РК (финпола), фиксируется рост коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами и чаще всего, это служащие акиматов и их структурных подразделений. Достаточно нестандартной выглядит идея создания специального института провокации – «проверка взяткой на профпригодность». Эта инициатива, разработана финансовыми полицейскими на основе опыта зарубежных стран в рамках новой антикоррупционной стратегии. Однако, надо признать, что пока результаты борьбы с коррупцией малоэффективны.

В целом, еще раз повторюсь, грандиозных изменений в текущем политическом процессе не произошло, все функционирует в рамках «допустимой погрешности» (термин из социологии).

Если оперировать пятибальной шкалой, то насколько стабильно, на ваш взгляд, казахстанское общество?

А по каким конкретно критериям и с какой точки зрения надо оценить стабильность казахстанского общества? На мой взгляд, любая попытка оценить стабильность общества в конкретных баллах, цифрах достаточно условна и не совсем корректна.

Само понятие «стабильность» довольно многозначно и его очень сложно отделить, например, от понятий «устойчивость», «равновесие», «статус-кво». Но ведь стабильность также можно рассматриваться, например, как «застой», «стагнация», все зависит от точки отсчета.

Насколько я поняла, дискуссионную проблему вызывает вопрос соотношения стабильности и наличия протестного потенциала. К примеру, казахстанцы, а особенно алматинцы, достаточно критичны в своих оценках относительно деятельности различных министерств и ведомств, но при этом это недовольство не переступает границ социальной стабильности.

По большому счету все просто - стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, а за счет эффективного и оперативного решения социальных или иных проблем. В этом контексте социальные изменения выступают элементом социальной стабильности. Поэтому, несмотря на наличие различного рода социально-экономических сложностей, а они есть в любой стране, Казахстан сохраняет статус стабильного государства.

В нашей стабильности есть и обратная сторона – у нас нет иммунитета от потрясений. И порой кажется, что мы похожи на взрослого ребенка, который долгое время жил в тепличных условиях, а столкнувшись с серьезными проблемами реального  мира, не будет знать, что делать. Насколько верно такое представление?  

Этот вопрос несколько не стыкуется с логикой предыдущего. Я считаю, что в принципе, можно говорить о наличии «иммунитета от потрясений». Вспомните, мы пережили не одну девальвацию, пенсионную реформу и много других событий, включая Жанаозен, но при этом казахстанцы сохранили здравомыслие. Население страны – это не «взрослый ребенок, живший долгое время в тепличных условиях», это скорее – самодостаточное поколение людей, закаленных перестройкой, рыночной экономикой и прочими потрясениями. Современные казахстанцы, в большей степени,  это рационально мыслящие люди, с гражданской позицией, пусть не всегда четко и ярко выраженной. Я сейчас не обобщаю, говоря о населении страны в целом. Понятно, что есть различные социальные слои по уровню достатка, образованности, статуса и пр. вещей в структуре социальных различий, но хотелось бы донести мысль, что стереотип «ущемленных и обиженных» относительно граждан республики не выглядит объективным и актуальным.

В экспертном дискурсе сейчас много говорится о так называемом национал-патриотическом поле, которое за последние годы действительно стало заметнее в социально-политической жизни страны. Возможно ли политическое оформление этих сил?

Давайте, сразу разделим понятия. Есть национал-патриоты в самом благородном и позитивном восприятии, а есть национал-ориентированные группы, играющие и зарабатывающие определенные бонусы на национально-патриотической теме. Если говорить о первой категории, то пока эта социальная группа находится в стадии своего созревания, если можно так выразиться. Каждый из нас в глубине своей души считает себя настоящим патриотом, но зачастую, в поступках и поведении людей, эта установка не соответствует реальной действительности.  

Вторая категория, условно назовем ее национал-ориентированная группа, довольно ярко, местами даже эпатажно, представлена, прежде всего, в виртуальном пространстве и существенно «бледнее» в реальном политическом поле. Мобилизационный потенциал социальных сетей пока еще слаб, а отдельные флешмобы или акции в реальном пространстве носят единичный характер и не являются массовыми. К тому же, в Казахстане законодательно запрещено, например,  создание политических партий на основе этнической, религиозной или половой принадлежности. Стоит еще добавить, что любое институциональное оформление требует определенных ресурсов – человеческих, финансовых, организационных и пр. Поэтому ожидать политического оформления этих сил в конкретные политические институты на данном этапе, скорее всего, преждевременно.

Наш ваш взгляд, для нашей страны, что актуальнее – столкновение этнокультурной и гражданской идентичности или этнической и религиозной (ислам)?

Начну с того, что это абсолютно разные плоскости. При внимательном рассмотрении постановка вопроса в такой формулировке может касаться только этнических казахов, что не совсем корректно в условиях полиэтничного Казахстана. 

Предлагаю провести некую разделительную черту в  этом вопросе. Если кратко, то столкновение этнической и гражданской идентичности на протяжении последних лет вызывает очень много споров и дискуссий в общественной и экспертной среде. Вспомните, сколько копий было сломано в связи с Доктриной национального единства, разработанной Ассамблеей народа Казахстана и альтернативному ей проекту Концепции национальной политики. Иными словами, этот вопрос очень интересует граждан страны и действительно актуален.

В свою очередь, столкновение этнической и религиозной идентичности, с акцентом на ислам, на мой взгляд, на повестке дня не стоит по ряду причин.

Во-первых, религиозная идентичность никогда не являлась определяющей для жителей нашей страны и поэтому сегодня это вопрос не политического, а культурологического плана.

Во-вторых, наличие различных этносов в Казахстане не позволяет актуализировать дилемму выбора между религиозной и этнической идентичностью.

В-третьих, религиозная идентичность, в определенной степени может противоречить или, если выразиться помягче, конкурировать с гражданской идентичностью, поскольку выбор будет стоять между принадлежностью к религиозной группе или стране проживания.   

Как вы думаете, повлиял ли украинский кризис на процессы в нашем обществе? К примеру, высказывается мнение, что наблюдая за событиями на Украине, казахстанское общество еще больше консолидируется вокруг власти?

Не думаю, что вопрос надо ставить в политической плоскости. Казахстанцы воспринимают события, происходящие в Украине, не сквозь призму политических процессов, а как проблему гуманитарного характера. Граждане Казахстана искренне сопереживают людям, находящимся в сложной жизненной ситуации, причем в масштабах страны.


Нравится

Комментарии

Самеке

Согласен с экспертом в том что общество стабильно. Политический режим справляется с решением насущных проблем. Также есть положительные сдвиги на партийном поле.


Добавить комментарии

Анонимно      

Другие портреты

КУЛЬГИНОВ АЛТАЙ СЕЙДИРОВИЧ
Аким Западно-Казахстанской области
Западно-Казахстанский областной акимат
БОЗУМБАЕВ КАНАТ АЛДАБЕРГЕНОВИЧ
Министр энергетики Республики Казахстан
Министерство энергетики Республики Казахстан
Александр СОБЯНИН
руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества
Евразийскую интеграцию проводят исключительно чиновники Левобережья Астаны

Последние комментарии

Ерлан М.
9 декабря 2017 / 23:08
Уважаемые сограждане, Хотелось бы пожелать нашему президенту побольше физических и духовных сил и энергии во всех его делах! Мы в свою очередь должны быть одними из тех кому он может доверять и рассчитывать на поддержку. Ведь в данный момент наша страна в лице президента выходит на новый этап на внешне политической арене. Давайте будем побольше ...
7777
7 декабря 2017 / 13:00
Зачем писать подобный бред? Алаш, - это не партия,т.к. у нее отсутствуют все признаки партии. Алаш, - это не национализм, т.к. национализм свойственен, буржуазным течениям, по защите собственного рынка, и протекции отечественного производителя, а подобного у казахов не было. Алаш, - это не демократия, т.к. делегатов Всекиргизского съезда НИКТО не в ...
Торегали Казиев
6 декабря 2017 / 17:54
Алашевцы - поколение светлых личностей, оставившие после себя основы казахской государственности, границ государства, схему истории, просветительство на уровне века, стихи Магжана и Путь Абая. Сумели защитить глубинные интересы народа при царе и при большевиках. Зная будущее. Равняйтесь на своих гениев, братья! Қазақ Елі жасасын!
© 2012-2015. Sayasat.org. Все права защищены
iBECSystems - разработка веб-сайтов, мобильных приложений, систем электронной коммерции и бизнес систем в Казахстане