Анна Гусарова: «У США нет целей вооружить Казахстан и другие страны региона»


9 минут чтения
Анна Гусарова: «У США нет целей вооружить Казахстан и другие страны региона»

Недавно много шума наделало заявление главы Центрального командования ВС США генерала Джозефа Вотела о том, что США стремятся «увести страны Центральной Азии в сторону от военных закупок из России, однако более высокие цены на американские системы будут и дальше представлять проблему для таких стран, как Казахстан».

«Узбекистан выразил интерес в диверсификации своих военных поставок и предоставил список американских систем и оборудования, в покупке которых они заинтересованы. Такая заинтересованность представляет уникальную возможность увести Узбекистан в сторону от военных закупок из России и углубить наши отношения. Мы продолжаем выстраивать отношения в военной сфере с Таджикистаном, несмотря на то, что Москва усиливает свое влияние и наращивает военное присутствие на базе в окрестностях столицы страны», – заявил американский генерал.

Что значат эти слова представителя американского военного командования, готовы ли Штаты вступит в конфронтацию с Россией за перевооружение Центральной Азии и как может отреагировать Москва. Об этом Sayasat.org поговорил с основателем и директором центральноазиатского института стратегических исследований (ЦАИСИ), экспертом в области международных отношений и безопасности Анной Гусаровой.

– Анна, в чем вы видите опасения США в связи с наличием в регионе российского оружия?

– О каких опасениях может идти речь, если 80% военно-технических закупок Казахстана импортируется из России? Логично же, что в данных условиях даже при тесной активизации сотрудничества по этой линии со странами НАТО – Францией, Германией, Испанией, Турцией и др. – доля американского вооружения существенно не изменится. Плюс не стоит забывать установки на импортозамещение в рамках ЕАЭС и договоренности в рамках ОДКБ. Не все так просто, и не нужно переоценивать заявления американских генералов или политических деятелей и вдаваться в истерику, что, собственно, произошло в российском спутнике.

Ну и давайте разберемся, что на самом деле сказал Генерал ЦЕНТКОМа и на что сделали акценты российские медиа. А он сказал: «В то время как мы ожидаем, что страны Центральной Азии будут отдаляться от российского оборонного оборудования, более высокая цена на американские системы останется проблемой для стран ЦА».

Логично же, что США не будут намеренно снижать стоимость своих технологий и вооружений, чтобы «переобуть» на 100% Казахстан или Узбекистан. Есть возможность наращивания сотрудничества между США и РК в этой сфере, нужно это предметно обсуждать – о каких контрактах и поставках может идти речь. А так по большому счету нам только российской истерики не хватало, которую активно подхватили и даже не уподобились уточнить, что это заявление было сделано в ходе слушаний Комитета по делам Вооруженных сил Сената Конгресса США больше недели назад по ЦЕНТКОМу.

– Говорит ли это заявление о том, что США по-прежнему воспринимают ЦА как поле противостояния с Россией?

– Еще раз повторюсь, что заявление это было вырвано из контекста. Скорее, некоторые страны ЦА вынуждены находиться в зоне информационного и иного противостояния между США и Россией. Плюс не стоит унифицировать весь регион и обобщать, поскольку в реальном военном сотрудничестве США делает ставку на две страны – Казахстан и Узбекистан. Причем последний в меньшей степени подвержен противостоянию РФ и США, чем Казахстан.

– Вообще регион воспринимается все еще как стратегически важный или же интерес к нему на Западе падает?

– США традиционно имели политические интересы и интересы, связанные с вопросами обеспечения безопасности, в Центральной Азии после терактов 9/11 и выделили значительные средства на поддержку своих военных действий в Афганистане. В этом смысле Вашингтон следует подходу России по «жесткой безопасности» (hard security) в регионе и инвестируют в программы, например, международная программа военного образования и подготовки (IMET). США с 2001 по 2016 годы потратили 1,9 млрд. долларов на повышение военного потенциала, такое как обучение персонала служб безопасности и улучшение местного потенциала по борьбе с наркотиками.

Хотя все пять стран Центральной Азии признают некоторые улучшения в возможностях своих служб безопасности, программа недостаточным образом учитывала незаконный оборот наркотиков из Афганистана. Более того, финансирование программ в Центральной Азии, вероятно, будет сокращено в ближайшие годы – президент США Дональд Трамп выглядит менее заинтересованным в регионе, чем его предшественник, и более чем вдвое сократил расходы бюджета США на Кавказ и Центральную Азию в 2018 году. Особенно это затронуло Кыргызстан, основного получателя программ США, а также почти полностью сокращены программы в Казахстане и Туркменистане.

США продолжат взаимодействие со странами Центральной Азии в двустороннем формате. Учитывая недавние политические изменения в Узбекистане, США уже увеличили свое военное образование, обучение и техническую помощь этой стране, а также расширяют сотрудничество с Казахстаном в области освоения космоса. Формат C5 + 1 – основа для диалога между США и государствами Центральной Азии – также предназначен для решения проблем безопасности в регионе, таких как борьба с терроризмом, но это недавняя инициатива, которая впервые была представлена ​​в 2015 году, ее эффективность пока сложно оценивать.

Тем не менее, под эгидой С5+1 реализуется несколько проектов по вопросам противодействия насильственному экстремизму и терроризму. Более того, Госдепартамент США с 2017 года отложил назначение помощника секретаря Бюро по делам Южной и Центральной Азии, которое курирует все страны Центральной Азии – нынешний исполняющий обязанности главы имеет тенденцию отдавать приоритет другим странам, таким как Пакистан и Индия.

Нынешний Первый заместитель помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс имеет за спиной солидный опыт работы в Москве, Индии, Пакистане и Ближнем Востоке, 6 лет назад она была советником президента США по России и Центральной Азии.

– Какие концепции в отношении Центральной Азии сейчас побеждают на Западе, есть ли что-то новое в оценках будущего региона?

В принципе США не находятся в поиске новой модели отношений со странами Центральной Азии. Вашингтон работает традиционным способом – ставка на двусторонние отношения (сейчас Узбекистан однозначно в приоритете по многим направлениям) плюс параллельно региональное сотрудничество. Вместе с тем региональные проекты все теснее связывают Центральную Азию с Южной Азией.

В принципе эпизодически регион попадает в зону интересов США, но скорее косвенных – с 2001 года Афганистан, плюс Россия в активной фазе противостояния и санкций. Первый заместитель помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс в своем интервью не раз подчеркнула, что интересы и позиция США в каждой центральноазиатской стране и в регионе сохраняются.

Важность территориальной целостности, независимости, поощрение экономического развития и регионального сотрудничества для разрешения ситуации в Афганистане – все это остается на американской повестке.

– Чем подход США к Центральной Азии отличается от подхода Европейского союза?

– Во-первых, ЕС планирует увеличить бюджет, как на двусторонние, так и региональные проекты и программы в Центральной Азии до 2020 года, за исключением Казахстана, поскольку РК больше не развивающееся государство. Кроме того, Брюссель консолидировал дополнительно 124 млн евро на имплементацию региональных проектов, включая верховенство закона и региональное сотрудничество.

Мы как раз-таки в проекте «Укрепление отношений между ЕС и Центральной Азией» и говорим о том, чем отличаются подходы США и ЕС в регионе, а также что нужно предпринять ЕС в более эффективной реализации новой стратегии Брюсселя в регионе (в июне ожидается Новая стратегия ЕС в ЦА).

Помимо финансовой составляющей также важно отметить, что Евросоюз в принципе никогда не старался закрепиться в регионе с военно-политической точки зрения в отличие от России и США. Верховенство закона, политические реформы и демократизация, в том числе поощрение прав и свобод человека, хоть и являются общими ценностями, но их имплементация, поощрение и продвижение заметно отличается. Европейцы в принципе достаточно пассивны, осторожны и наблюдательны в своих действиях.

Страна    Бюджет ЕС
 2007-20102011-20132014-2020
Казахстан4430
Кыргызстан5551184
Таджикистан6662251
Туркменистан223137
Узбекистан32.842168

– Есть ли у США опасения, что власти Центральной Азии не справятся с обеспечением безопасности в регионе?

– Такие опасения в первую очередь не должны возникать. Во-вторых, обеспечением безопасности в регионе занимаются сами страны региона, которым на данном этапе мало кто представляет опасность (если говорить о рисках и вызовах безопасности). Посмотрите рейтинг стран по терроризму, страны Центральной Азии даже не в первой половине. Военный конфликт с соседними странами исключается.

Не стоит забывать, Центральная Азия никогда не являлась приоритетным направлением внешнеполитической стратегии США, в том числе с культурно-гуманитарной точки зрения. Многие аналитики пытаются проанализировать стратегию США в регионе – 2.0 или 3.0, но, по сути, приоритеты остаются теми же. Просто обстановка в мире ухудшается, возникают новые зоны нестабильности и турбулентности, а в тесной связке с Россией и в условиях информационных операций мы это ощущаем гораздо сильнее.

Другой момент –  в связи с возможным сокращением американских военных в Афганистане на 1000 человек начинаются спекуляции в медийном пространстве, аналогичные тем, которые активно муссировались во время администрации Обамы, и как это негативно скажется на странах Центральной Азии. Не сказала бы, что негативно сказалось.

Подготовил Аскар МУМИНОВ


Рекомендуемые новости