Канцелярия под новую реальность
Сегодня Аскар Мамин представил нового руководителя канцелярии премьер-министра. Им стал экс-министр общественного развития Дархан Калетаев. Экспертное сообщество достаточно позитивно оценило это кадровое решение.
«У Дархана Калетаева достаточно богатый аппаратный опыт»
Новую должность Дархана Калетаева, по мнению политолога Талгата Калиева, стоит рассматривать как повышение в ранге.
«Канцелярия Премьер-министра в условиях антикризисного Правительства обретает очень серьезный вес. С точки зрения координации работы Правительства и всех министерств, обеспечения синхронизации. Тут многое зависит от фигуры самого руководителя. От его политического веса, волевых качеств, работоспособности. И судя по всему, именно отбирая кандидата исходили из деловых и персональных качеств, управленческого опыта самого Дархана Калетаева. Нужно учитывать, что он достаточно работал в руководстве Администрации Президента, Партии, разных министерствах. Поэтому он знает работу госорганов снизу до верху. Поскольку сам начинал с самых низов. И в самые сложные 90-е годы работал, думаю, это особый знак доверия и признания его деловых качеств. Если говорить в целом, то руководитель канцелярии Премьер-министра – это фигура, приравненная к вице-премьеру. Поэтому это определенное повышение», – считает Талгат Калиев.
Он также отметил, что в новой должность Калетаеву необходимо будет мобилизовать работу не только аппарата Правительства, но всех министерств параллельно.
«У Дархана Калетаева достаточно богатый аппаратный опыт, потому что он работал в администрации Президента. Заместитель руководителя администрации президента – это не публичная должность, но призванная координировать и контролировать процессы по всей республике. Сейчас он будет осуществлять это в рамках министерств и взаимодействия с акиматами. По сути дела, работа понятная и привычная, но при этом достаточно самостоятельная. От него будет зависеть достаточно многое. В части быстрого прохождения каких-то документов и так далее. Он должен будет мобилизовать работу не только аппарата Правительства, но всех министерств параллельно», – добавил он.
«Система принятия решений, реагирования требует слома застывших форм и регламентов»
В свою очередь, политолог Айдос Сырым считает, что назначение Дархана Калетаева руководителем канцелярии премьер-министра продиктовано значительными изменениями социальной динамики и запросами общества.
«Здесь надо разбираться, как мы рассматриваем, если бюрократически, это не является ни повышением, ни понижение. Здесь будет совсем другой спектр задач и проблематика совершенно иная. На самом деле, нужно смотреть структурно. Власть пытается диверсифицировать не сколько саму систему власти, сколько систему ответственности. И Президент говорит о том, что министры, акимы должны брать больше ответственности за происходящее в экономике, быть более активными субъектами политической, общественной жизни. Если так, то политологи уже много говорят и политики начали это отмечать, что Казахстан вступил в новую данность. Социальная динамика изменилась колоссальным образом, как и запросы общества. В связи с этим нужно перестраивать всю работу правительства, а зачастую эти многие вещи, которые сегодня есть, они связаны с регламентами, процедурами, которые принимались в спокойные, тучные годы. Время, когда происходят события, пишется записка, идет серия прохождений инстанций на вверх: исполнитель – заместитель начальника управления – начальник управления – руководитель департамента – председатель комитета – заместитель министра – министр. Наверное, эти линейки, которые сложились, они годны для разработки и принятия документов, но совершенно не годны для политики. Система принятия решения, реагирования должны колоссальным образом измениться. Потому что динамика нашего общества, она значительно отличается от тех бюрократических процедур, которые сегодня есть», – считает Айдос Сырым.
Вместе с тем, он отметил, что Дархан Калетаев – руководитель, который не любит бюрократические процедуры, предпочитает принимать решения здесь и сейчас.
«Поэтому приход в канцелярию Правительства, который имеет общее понимание с Премьером, то есть это люди, которые нацелены на результат. Достаточно жесткие руководители, которые не любят бюрократические процедуры, предпочитают принимать решения здесь и сейчас. Наверное, назначение Дархана Калетаева тоже связано с теми процессами, о которых я говорил. Система принятия решений, реагирования требует слома каких-то застывших форм, регламентов, которые были приняты. Эти непростая задача и понятно, что справится с этим может только политик достаточно известный, с опытом. Думаю, назначение Дархана Амановича связанно с этим», – сказал политолог.
«Нужен был не просто «бухгалтер», а кто-то более яркий»
Заместитель директора Центра «Евразийский мониторинг» Жанар Тулиндинова отметила, что передвижение Дархана Калетаева в Канцелярию премьер-министра, несмотря на непубличный характер этой должности, можно расценивать как своего рода «аппаратный рост».
«Назначение Дархана Калетаева руководителем Канцелярии премьер-министра – это интересный шаг. Существенных поводов для того, чтобы вынести Калетаеву неудовлетворительную оценку за его деятельность на посту руководителя сначала министерства по делам религии и гражданского общества, а затем министерства общественного развития – у главы государства не было. При Калетаеве был проведен Гражданский форум, причем впервые за десять лет в его работе принял участие президент. Начата разработка концепции развития гражданского общества до 2025 года. Был дан старт Года молодежи, проведен Форум молодежи», – сообщила Жанар Тулиндинова.
Она полагает, что новая кадровая ипостась Дархана Калетаева, вероятно, послужит поводом для переосмысления функционала этой позиции и акцентов в деятельности Канцелярии в целом.
«Назначение Калетаева можно назвать нетипичным – более привычно видеть на этой позиции управленца с амплуа «технократа» – к таковым относились его предшественники Нурлан Алдабергенов, Ерлан Кошанов, Бакытжан Сагинтаев – нежели идеолога. Однако, возможно, это послужит поводом для переосмысления функционала этой позиции и акцентов в деятельности Канцелярии в целом. Возможно, замысел состоит в том, чтобы усилить правительство с точки зрения координации и слаженности его деятельности, ведь прежний Кабмин нередко критиковали за отсутствие «командной работы». А для выполнения этой задачи, вероятно, нужен не просто «бухгалтер», а кто-то более яркий», – заключила она.
Жандос АЛИБЕКОВ