Куда нас ведет Китай
30 ноября 2018 / 13:35
Рабочий визит премьер-министра Бакытжана Сагинтаева в КНР обратил внимание на пятилетие китайской инициативы «Один пояс – один путь». За это время сформулированы разные оценки данного проекта. Одни видят в нем большие возможности, расценивают его в качестве драйвера развития. Другие считают, что несмотря на всю благородность и высокопарность идеологии программы, ее экономическое обоснование более чем приземленное, Китай выдал кредиты разным странам для претворения в жизнь тысячи проектов, которые должны приносить прибыль и тем самым себя окупить, однако при отсутствии дивидендов, «пропадании» денег или дефолте государство-заемщик рискует попасть в долговую яму, выход из которой будет, скорее всего, осуществляться на выгодных для Китая условиях. «Саясат» обратился к экспертным комментариям по двум контекстам, которые вызывают мнение о «двойном дне» программы «Один пояс – один путь».
Нужно быть бдительными в отношении «легких» кредитов от Поднебесной
Многими специалистами отмечается отсутствие транспарентности и критериев оценки эффективности реализации проектов, так как под крупные проекты Китай требует государственных гарантий, то в свою очередь давшие эти самые гарантии страны вполне вправе рассчитывать на прозрачность сделок. По мнению Директора Центра прикладных исследований «Талап» Рахима Ошакбаева, разделяя общую настороженность, нужно быть исключительно бдительными и в отношении «легких» кредитов от Поднебесной, потому что есть опыт Шри-Ланки, Кыргызстана, который показывает, что финальные экономические итоги неочевидны и где-то даже отрицательны. По словам г-на Ошакбаева, и Казахстану следует с большой долей осторожности относиться к проекту, так как среди экспертов нет консенсуса в отношении того, что из себя представляет программа.
– Базово, суть проекта – это экономическое развитие сопредельных регионов Нового Шелкового пути. Пока наш первый опыт с китайскими инфраструктурными инвестициями не является экстремально позитивным, есть очень большие вопросы в отношении прозрачности, экономической целесообразности, стоимости этих инвестиций, – считает Рахим Ошакбаев.
Также г-н Ошакбаев отметил, что, возможно, на современных принципах гибкости, agility, необходимо переориентировать такие инициативы с инфраструктурными инвестициями на более инклюзивные экономические решения, например, влияние на экологию, неравенство, благосостояние казахстанцев, в том числе с точки зрения достижения целей устойчивого развития ООН.
Расширение влияния Китая – это объективный процесс
Немаловажным является и геополитический аспект: еще в 2013-2014 гг. до соглашения об участии ЕАЭС в Шелковом пути США даже хотели принять участие в этом проекте, возможно, рассматривая его как альтернативу ЕАЭС. Позже Штаты расценили проект «Один пояс – один путь» как один из эпизодов борьбы Китая за новый мировой экономический и финансовый порядок и ответ КНР в рамках продолжающегося глобального противостояния с США, которое имеет место в современной геополитической расстановке сил как естественное развитие и изменение однополярной картины мира.
По словам эксперта Института мировой экономики и политики Жумабека Сарабекова, укрепление позиций Китая в разных частях мира – это реалии сегодняшнего дня. Учитывая экономическую мощь, которой располагает Поднебесная, расширение ее влияния – объективный процесс, который все еще далек от своего завершения.
– Уже можно сказать, что КНР сравнялась по мощи с Америкой, переходя с экспортоориентированной модели на модель роста внутреннего потребления, и теперь темпы роста Китая замедлились и процесс становления Китая как супердержавы тормозится торговыми войнами, технологическими гонками со Штатами, а также наличием немалого количества внутренних проблем, – отметил г-н Сарабеков.
Он отмечает, что китайская сторона всегда настойчиво отрицает, что проект «Один пояс – один путь» носит геополитический характер, указывая, что программа предполагает гармоничное развитие всех стран, однако так или иначе геополитический элемент в инициативе присутствует, но несмотря на это Казахстан видит в своем участии конкретную экономическую выгоду.
Ерден САРСЕМБАЕВ