Призрак бродит по ЕАЭС, призрак единой валюты


5 минут чтения
Призрак бродит по ЕАЭС, призрак единой валюты

Российский национальный платежный совет предложил ввести единую электронную валюту, словесную инициативу поддержало и Министерство финансов РФ. В совете отметили, что гипотетическая исключительно электронная валюта будет ограничена безналичными расчетами  в межстрановой торговле, основанных на взаимном зачёте платежей за товары и услуги, обладающих равной стоимостью в этой валюте по заранее согласованным ценам. Курс единой валюты будет зависеть от курса национальных денежных единиц членов ЕАЭС по отношению друг к другу, а также от вклада каждого государства в совокупный торговый оборот союза.

Реакция Астаны такие предложения и высказывания не заставила себя долго ждать. Министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов указал на то, что данные инициативы не являются официальной позицией Москвы, а также угрожают национальной валюте как одному из столпов суверенитета страны.

«Мы не поддерживаем. Это и моя личная позиция, и позиция как политического человека. Я считаю, что национальная валюта – это символ нашего суверенитета, почти такой же, как гимн, флаг и герб. И мы должны ее всячески беречь, развивать и сохранять. И каких-то других возможных квази-, проксивалют и так далее допускать не должны. У них есть целый ряд предложений, но это не является предложением официальным российской стороны. Точно так же любая ассоциация финансистов Казахстана может предлагать», – сказал министр.

Несмотря на то, что официальные лица Казахстана указывают на то, что информация о единой валюте является лишь чьими-то неформальными идеями, «Саясат» вспомнил, кто и как на высоком уровне говорил об общей для ЕАЭС денежной единице.

Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая:

«Я очень осторожна по вопросу создания единой валюты, создания монетарного союза. Сначала нам нужно иметь единый рынок, а затем говорить о возможности единой валюты. Но координировать денежную политику – необходимо», – сказала Валовая, выступая на круглом столе по вопросу развития ЕАЭС в Вашингтоне в 2015 году.

«Мы говорим о расширении использования национальных валют во взаимной торговле. И это очень важная тема – дедолларизация наших расчетов. Вторая тема – это создание общего валютного рынка к 2025 году», – отметила Валовая на брифинге в Ереване уже в 2018 году.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко:

«Не думаю, что это (единая валюта Евразийского экономического союза) будет завтра, и не думаю, что это будет при моей президентской жизни<…> У нас этот вопрос в повестке дня не стоит, чтобы подойти к единой валюте, нужно решить много вопросов, в том числе тех, которые отложены на 2025 год», – заявил Лукашенко на пресс-конференции  в 2015 году в Минске.

Президент РФ Владимир Путин:

«Будет ли введена единая валюта ЕАЭС – большой вопрос, но в перспективе это возможно, когда уровень развития экономик участников сравняется. Нам нельзя ни в коем случае повторять ошибки Европейского союза, когда он ввёл единую валюту, а уровень экономики стран сильно друг от друга отличается, поэтому возникают сложности с Грецией. Именно в силу того, что им дают подачки из общего котла, но эти подачки никак не  влияют на развитие экономики и структуры в лучшую сторону. Поэтому мы должны в нашем союзе учитывать все эти моменты и двигаться поэтапно. Это добровольная вещь. В этом вопросе у нас должен быть консенсус, надо чтобы все мы этого захотели. И Россия, и наши партнёры по ЕврАзЭС», – сказал Путин в ходе прямой линии в 2016 году.   

Первый вице-премьер Кыргызстана Аалы Карашев:

«В самое ближайшее время необходимо рассмотреть вопросы валютного регулирования, в частности, вопрос введения единой валюты в ЕАЭС для осуществления совместной торгово-экономической деятельности и таможенного регулирования в рамках этой организации», — сказал Карашев в 2016 году.

За все эти годы, несмотря на плюрализм и осторожность мнений, различные высказывания и предложения самых разных официальных лиц по поводу единой валюты для ЕАЭС в Казахстане всегда получали сухой, но вежливый ответ, и сегодняшнее парирование от министра Сулейменова не так уж и отличается от риторики прошлых лет.

Вице-министр национальной экономики РК Тимур Жаксылыков:

«Хотелось бы отметить, что Казахстан занимает четкую и последовательную позицию по исключению возможности введения единой наднациональной валюты в рамках ЕАЭС. Эти вопросы мы не обсуждаем. В положении по формированию валютного союза о создании единой наднациональной валюты в договорах о ЕАЭС не предусмотрено, и такой работы проводиться не будет», — подчеркнул Жаксылыков в 2015 году.

Пресс-секретарь президента РК Даурен Абаев:

«Сегодня создание расчетной единицы и единой валюты ЕАЭС на повестке дня не стоит. Этот вопрос не обсуждается ни на одном из уровней интеграционного объединения», — ответил на вопрос журналиста Абаев в 2015 году.

Как видно из многолетнего обсуждения набившего оскомину вопроса о единой валюте, никакого встречного желания подписаться на такое дело у Казахстана нет, как и у Беларуси. Предложения исходят чаще всего от российской стороны и носят характер искусственно создаваемой дискуссии, потому что как таковой дискуссии нет, а есть лишь отдельные классические «удочные» неофициальные инициативы и осторожные одобряющие их высказывания Кремля. И сегодняшний виток, скорее всего, является не только тем самым продолжением уже привычной псевдодискуссии, но и обычным хайпом — способом Российского национального платежного совета напомнить о собственном существовании.


Ерден САРСЕМБАЕВ


Рекомендуемые новости