Прошла зима, настало лето – спасибо ЕАЭС за это


5 минут чтения
Прошла зима, настало лето – спасибо ЕАЭС за это

Сегодня в Санкт-Петербурге состоится заседание евразийской пятерки. Как ожидается, главы государств, входящих в ЕАЭС, подведут итоги завершающегося года. В преддверии саммита на каналах Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) вышла серия интервью с лидерами стран ЕАЭС. Ее общий посыл: роль ЕАЭС – позитивная, отношения с Россией – стратегические. В свою очередь, «Саясат» посмотрел интервью и сделал свои выводы о том, с чем едут на переговоры, с каким настроем и о каких проблемах будут говорить.  

«Беларусь больше всего оказалась обиженной»

Интервьюеромбелорусского президента Александра Лукашенко выступил заместитель директора телеканала «Россия-1» Сергей Брилев, который на протяжении всей записи активно пытался обыграть тему позитивного влияния ЕАЭС, но всякий раз получал сдержанную реакцию белорусского лидера, который нередко обращался к своим оценкам ЕАЭС через фокус проблем. В частности, Александр Лукашенко упомянул национальный эгоизм в торговле, остановился на проблеме ввозных таможенных пошлин, которые, по его мнению, не отражают вклада страны в общий бюджет и требуют пересмотра. Моментами журналисту приходилось самому перечислять плюсы ЕАЭС. По крайней мере у нас сложилось такое впечатление, а чтобы читатель смог сделать свои выводы предлагаем посмотреть интервью, которое, к слову сказать, озаглавлено как «Половину всего, что мы производим, приходится продавать».

«ЕАЭС – наше будущее. Россия – наш главный стратегический партнер и союзник. Была, есть и будет»

Самым позитивным получилось интервью с президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым, который поделился мечтами увидеть ЕАЭС без границ и пограничников, с единым правовым пространством и единой валютой. Свою роль в таком оптимизме, наверняка, сыграл фактор интервьюера, которым выступила Эвелина Закамская, ведущая ток-шоу «Мнение» на «России-24». И хотя взгляды кыргызского президента были восторженно евразийскими, но им также были отмечены и узкие места. В частности, он указал на проблему барьеров и ограничений, который «испытывает Казахстан». Казахстан был упомянут Сооронбаем Жээнбековым и в контексте проблемы ветеринарного контроля. В обоих случаях он подчеркнул, что эти проблемы решаются, но «надо дать необходимые полномочия Евразийской экономической комиссии, чтобы она могла оперативно решать вопросы, которые возникают между нашими странами при передвижении товаров». При этом президент Жээнбеков отметил, что арбитром в спорных вопросах выступает российский президент Владимир Путин. Само интервью («Хотим создать в Киргизии инвестиционный оазис для предпринимателей») можно посмотреть по этой ссылке.

«Я – инициатор создания ЕАЭС, при чем тут Россия. Это объединение не имеет никакой политической подоплеки»

На интервью к казахстанскому президенту был направлен первый номер проекта – Андрей Кондрашев, первый заместитель генерального директора ВГТРК. И президент Казахстана в полной мере оправдал статус самого опытного политика – рассказал о дружбе с российском президентом, близости русского и казахского народов, вспомнил историю создания ЕАЭС, отверг политический контекст этого интеграционного объединения. К слову об опытности: Нурсултан Назарбаев единственный из евразийской пятерки, кто провел предварительный замер – перед вылетом в Санкт-Петербург он провел телефонные разговоры с Александром Лукашенко, Сооронбаем Жээнбековым и  Владимиром Путиным. Полную запись интервью с президентом Казахстана («За 5 лет мы смогли построить 1200 новых предприятий») можно посмотреть здесь.

«Главный приоритет нашего правительства – устранение барьеров для полного доступа армянского бизнеса к рынкам ЕАЭС»

Сдержанным получилось интервью с армянской стороной, чью позицию представлял исполняющий обязанности премьер-министра Никол Пашинян. Интервью у него взял экономический обозреватель Николай Корженевский, который, к слову, единственный из интервьюеров поприветствовал спикера на родном для него языке. Никол Пашинян подтвердил настроенность на развитие стратегических партнерских отношений с Россией («отношения с Россией для нас приоритет»), нацеленность на более эффективную работу ЕАЭС, ОДКБ и СНГ. Он подчеркнул, что первый приоритет для ЕАЭС, это преодоление барьеров в торговле. При этом он выразил надежду, что «удаться создать единый газово-нефтяной рынок». Кроме того он сообщил, что официальный Ереван выступил с предложением, чтобы армянскую сторону в Межправительственном совете ЕАЭС представлял не премьер-министр, а его первый заместитель, поскольку страна поменяла систему управления. О чем говорил Никол Пашинян можно посмотреть более подробно здесь.  

Подытоживая обзор можно сказать, что накануне своего саммита лидеры стран ЕАЭС провели сеанс евразийской терапии – подтвердили стратегические отношения с Россией и позитивную роль ЕАЭС.Безусловно, инициаторы этой интервенциисмогли создать позитивный информационный фон для ЕАЭС и вокруг саммита. С другой стороны, прощупаны переговорные позиции и настрой, с которыми лидеры Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении вылетели в Санкт-Петербург. Каждый из них в разной степени восторженности и собственного политического мастерства, оценил плюсы ЕАЭС. Но в этой разности кроются евразийские перспективы в отдельной взятой стране. И если не брать в расчет Россию, то выражение на высшем уровне крайнего евразийского оптимизма, это нормальная практика для политической культуры пока лишь Кыргызстана.

Бауржан ТОЛЕГЕНОВ


Рекомендуемые новости