Усталость от истеблишмента. Почему фаворитами становятся политики неформалы?


7 минут чтения
Усталость от истеблишмента. Почему фаворитами становятся политики неформалы?

Мировая политическая архитектура в последние несколько лет резко изменилась. Политики традиционной формации, те, кого принято называть представителями истеблишмента все меньше вызывают интереса у избирателей.

Европа серьезно левеет, становится консервативной, а местами и националистической, успех так называемой альтернативной партии в Германии, тому ярке подтверждение. Brexit стал первым серьезным сигналом, что мировой политический ландшафт не будет прежним.

Затем, как гром среди ясного неба, стала победа почти политика-фрика Дональда Трампа, президента настолько нетипичного для современной Америки, что стало ясно, что синие воротнички уже не в тренде.

Пусть и не победа, но стремительный успех Марин Лепен на выборах во Франции и нынешние протесты желтых жилетов также свидетельствуют о новом политическом раскладе. Но, казалось бы, все это в далекой Европе.

Однако и на постсоветском пространстве начинает проявляться подобный тренд – стремительный приход из шоу-бизнеса в политику телеведущей Ксении Собчак и небывалый успех украинского юмориста Владимира Зеленского в предвыборной гонке в Украине показывают, что и в СНГ постепенно начинает просыпатьcя интерес к внесистемным политикам.

Это уже было

В какой-то степени подобный перелом в мировой политической культуре уже происходил в 60- и 70-ые годы в Европе. Тогда элита Запада романтизировала Советский союз и социалистический строй, Жан-Поль Сартр отказывался от Нобелевской премии, считая ее буржуазной. Но это был протест элит и интеллигенции, сейчас же мы видим усталость обычных, так называемых рассерженных горожан от стандартных политиков.

В чем причина этой трансформации? Об этом Sayasat.kz поговорил с экспертами.

Политолог, эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук считает, что интерес к нестандартным личностям – причем, совсем не обязательно к так называемым «фрикам», – всегда был на Западе чрезвычайно высок. Во всех, без исключения, сферах творческой деятельности, включая политику как самый главный творческий жанр, как сплав всего вместе.

И поскольку все постсоветские республики, в той или иной степени, после распада общей страны стали тянуться к западной системе ценностей, то был автоматически перенят, принят по умолчанию и этот параметр, считает он.

Доминирование нетривиальных людей

К тому же, в западной системе нет так называемого коллективизма, что и подразумевает как раз доминирование в социуме отдельных, наиболее заметных, нетривиальных людей. И особенно это заметно – в политике, так как общественно-политический деятель по определению должен быть нестандартным человеком, чтобы заинтересовать собой огромные массы людей, подчеркнул политолог.

«Надо заметить, что к этому стремятся все политики, но далеко не у всех это получается. Только – у единиц, которые созданы для такой деятельности самой природой. Приход Трампа, Зеленского  и других аналогичных фигур в политику также говорит о том, что людям надоели скучные чиновники, серые канцелярские фигуры, и они готовы пойти почти за любым деятелем политического поля, который резко отличается от этого казенного стандарта. Даже если этот деятель не является политиком по сути, как те же названные Трамп и Зеленский», – сказал г-н Трофимчук.

Но вот если, наоборот, в нестандартном общественно-политическом деятеле сходятся все нужные параметры, которые и дают ему, то самое главное качество, харизму, то в таком случае этот политик способен изменить мир, считает он.

Неформалов ждет успех

Эксперт заметил, что есть нестандартные фигуры другого типа, как, например, Владимир Жириновский. Но в этом конкретном случае выпадает одно из главных качеств, которым должен обладать политик высокого уровня: ему не верят, он только развлекает, но не более того.

А если говорить о так называемых «неформалах», то в большинстве случаев, по словам политолога, они тоже не демонстрируют качеств подлинного политического лидера. Как это было с массой такого рода фигур: Эльчибеем, Гамсахурдией и другими. Поэтому реальная политика их, в итоге, отсеивает сама, причем достаточно жестко, вплоть до ликвидации, заметил он.

«В странах Центральной Азии, которые практически все, за редким исключением, стремятся «в Европу» интерес к необычным фигурам в политике присутствует тоже, но протекает несколько иначе и не с такой скоростью. Но пока они будут рваться к европейским стандартам, они будут иметь, в пакете, и интерес к нестандартным политическим фигурам. Странно, что в регионе до сих пор никто всерьез не качнул, не задействовал этот ресурс, который мог бы сработать на фоне достаточно тяжеловесных, традиционных руководителей данной группы стран. Думаю, что в этом случае инициаторов такого политического проекта, даже прямого и целенаправленного шоу мог бы ждать успех», – отметил г-н Трофимчук.

Становление нового миропорядка

Руководитель информационно-аналитического центра «Институт евразийской политики» Максим Крамаренко считает, что появление политиков-неформалов, которые, как может показаться обывателю, самостоятельно достигают политических высот, говорит о том, что происходит становление нового мирового порядка. Он будет основан на том, что политические группы в своей деятельности станут все чаще использовать медиасредства для достижения своих политических целей.

Медиатизация политики происходит по причине того, что произошло взаимопроникновение информационного и политического пространства, что в итоге должно привести к формированию глобальной информационно-политической системы, отметил эксперт. В связи с чем, по его словам, происходит изменение правил игры в политической борьбе за власть. Это и формирует запрос на ярких, неформатных политиков, часть которых приходит из тележурналистики, или прямо со сцены и киноэкрана. Тот же Трамп до своей победы в президентской гонке успел засветиться в кино в эпизодических ролях, заметил политолог.

«Как правило, за этими неформатными для классической политической системы лидерами стоят все те же финансово-политические группы и политические кланы. А эти персоны просто продолжают играть свою роль по сценарию заказчика. Эта тенденция проникает и в постсоветское пространство. Во многих парламентах депутатские кресла занимают актеры, спортсмены и популярные журналисты, потому что партии их включают для увеличения электоральной поддержки. Ну и может быть, всем известный украинский комик Зеленский в этом году станет президентом Украины», – сказал г-н Крамаренко.

Причина в экономике

Глава партии КНПК в мажилисе парламента Казахстана Айкын Коуров считает, что смена традиционного политического формата – это ответ на начало ломки формата экономического, который был основан на перманентно растущем кредите и на сегодня испытывает серьезный кризис. Торможение экономик приводит к снижению уровня жизни, а значит поиска ответов – что делать, и кто виноват. Пока, по его словам, политики старой формации а безуспешно ищут пути выхода из ситуации, им на смену приходят различного рода популисты, которые в «смутные времена» всегда находят отклик в сердцах недовольного большинства.

«История показывает, что с принятием новой, более эффективной экономической модели и возвратом стабильности в жизнь, избиратели возвращаются к более консервативным взглядам и те политики, что пришли к власти на волне популизма или уходят, или меняются в угоду социальному заказу», – заключил он.

Аскар МУМИНОВ


Рекомендуемые новости