Асылбек Избаиров: Отношение некоторых верующих к религии приобретало гибридные формы
Эксперт считает, что в условиях давления процессы религиозности могут политизироваться
Министерство по делам религий и гражданского общества готовит пакет законодательных норм, укрепляющих светские принципы в стране. В частности, ведомство предлагает запретить ношение традиционной исламской одежды в общественных местах, наказывать за заключение религиозных браков без государственной регистрации и др. И пока документ ещё не отправился в парламент эти и другие нормы уже вызывают вопросы у общественности. Профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л. Гумилева Асылбек Избаиров в интервью «Саясат» отмечает, что в условиях давления процессы религиозности могут политизироваться.
Началось общественное обсуждение инициатив министерства по делам религий и гражданского общества, которые уже ближайшей осенью будут внесены в парламент. Если коротко, то их суть заключается в укреплении светскости. На ваш взгляд, насколько актуально это целеполагание?
Светскость – это принцип управления государством. Это единственный приемлемый путь, когда государство в сфере религиозных отношений только наблюдает и не вмешивается в работу религиозных групп. Единственная ремарка – только до тех пор, пока не нарушено законодательство государства.
Но я боюсь, что некоторые чиновники от власти понятию светскости придают идеологическое содержание. Во всем мире идут такие процессы – усиление неоконсерватиных основ. Я предполагаю, что такая реакция чиновников исходит из ситуации в арабском мире, Сирии, где не прекращаются конфликты. А с другой стороны, религиозность никуда не денется. Просто в условиях давления процессы религиозности могут политизироваться.
В последнем нашем интервью вы высказали мнение, что государство поменяло свою стратегию. Если раньше говорилось о традиционном исламе, то сейчас политика строится на переводе к светскому укладу. На ваш взгляд, с чем связана такая смена приоритетов?
Эта смена связана с тем, что в государстве идет процесс религиозности. Она растет быстрыми темпами. Государство и духовенство оказалось не подготовленным к интенсивному скачку нового уровня религиозности. Хотя этот процесс можно использовать во благо. Но государство видит процессы в арабском мире, и пугается. Это естественно. Повторюсь: процесс религиозности будет расти и это может привести к постепенной политизации религии. Поэтому нужно быть осторожным в этом деле. Не надо этому законопроекту придавать религиозную окраску.
Конечно, и верующие должны понимать, что в этом есть и их вина. Естественное развитие религии в условиях быстрого роста религиозности стали иногда заменятся процессами искусственного навязывание некоторых религиозных догм, которые противоречили самой сути религии, сложившимся устоям общества, что естественно вызвало противоречия на разных уровнях. Многие стали относиться к религии как к моде, не осознавая глубинных аспектов религии. Отношение некоторых верующих к религии приобретало гибридные формы, их поступки стали не совпадать с канонами религии. Ситуация дошло до того, что криминалитет прикрываясь религией стали оправдывать свой гнусные деяния.
Вы часто говорите о рисках политизации ислама. С чем связаны ваши предостережения?
Самые известные исламистские движения и тенденции к политизации ислама во второй половине двадцатого века от Марокко до Индонезии следовали примеру иранской революции 1979 года. Также и в последних событиях «арабской весны» было четко видно процессы политизации ислама. Использования религиозных лозунгов и риторики в политических целях. Например, в Египте это «Братья-мусульмане». Процесс политизации религии – быстрый и глубинный процесс, надо не допускать этого. Главное этот процесс до поры до времени может протекать не заметно. С этого и начинается конфликт, конфронтация.
Предполагается ряд запретов: на получение духовного образования за рубежом, на ношение одежды препятствующих распознаванию лица в общественных местах, предполагается введение штрафа за оскорбление чувств атеистов и т.д. Как вы оцениваете эти инициативы, и на ваш взгляд, как они будут восприняты радикальными группами?
Те же радикалы будут говорить завтра: в Казахстане запретили мусульманскую одежду, то есть Казахстан борется с исламом. То есть они будут готовить мотивацию. В основном я закон поддерживаю, но нужны уточнения и конкретизация в некоторых моментах, необходимо уходить от религиозного окраса. Например, по вопросу вакцины. Многие, кто отказался от вакцин, просит, чтобы были гарантии того, что вакцина не убивает. Там абсолютно нет религиозного момента. Во внешнем виде министерство сказало, что короткие штаны и борода не будут под запретом. То, что касается запрета для распознания лица, то здесь нужно четко обозначать, что это в целях общественной и национальной безопасности, целенаправленно смещая аспекты. Также и журналистам необходимо быть крайнее аккуратным, в особенности в использование религиозных терминов и в их трактовке.