«Без особой политики»
В Казахстане стартовали выборы сельских акимов
Стартовавшие 4 августа выборы сельских акимов интересны по нескольким причинам. Во-первых, с 2018 года в рамках развития местного самоуправления акимы получат собственные бюджеты. Во-вторых, как считают эксперты, сами по себе выборы и расширение полномочий от центра к низу повышают эффективность политической системы. Как показывает тенденция, в основном акимы сохраняют свои посты. Например, так было в трех поселках Шахтинского района Карагандинской области. Акимы Долинки и Новодолинского сохранили свои кресла, а акимом поселка Шахан стал экс-замакима этого населенного пункта.
***
Как избирают этих акимов?
Как сообщает ЦИК Казахстана, с 4 по 24 августа 2017 года в 14 областях Республики Казахстан проходят выборы акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел, не входящих в состав сельского округа. В связи с окончанием сроков полномочий акимов, избранных в 2013 году, будут избраны 1413 сельских акимов. По состоянию на 4-е августа, было выдвинуто 4056 кандидатов (2,8 человека на 1 место), из них зарегистрировано – 3895 кандидатов.
Сельские акимы избираются на должность маслихатом района (голосуют депутаты районных маслихатов) на альтернативной основе из кандидатур представленных акимом района (город областного значения) после консультаций с местным сообществом. Консультации с местным сообществом будут проходить в форме личных встреч акима района с населением непосредственно в селах, поселках и городах.
***
Какая реформа ждет сельских акимов?
Со следующего года в рамках развития местного самоуправления сельские акимы получат право распоряжаться собственными бюджетами. Проводником этой реформы выступало министерство национальной экономики. Как заявлял ещё весной этого года вице-министр МНЭ Айбатыр Жумагулов, бюджет местного самоуправления на уровне сельского округа внедряется как четвертый уровень государственного бюджета с 1 января 2018 года в административно-территориальных единицах с численностью населения свыше 2 тыс. человек, а с 2020 года – повсеместно. Доходные источники сельского бюджета будут состоять из таких налоговых поступлений, как индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты, налоги на имущество физических лиц, на транспорт с физических и юридических лиц, земельный налог с физических и юридических лиц на земли населенных пунктов, плата за размещение наружной рекламы в полосе отвода автомобильных дорог, проходящих через территории сел, а также других неналоговых поступлений.
***
Оценка плюс
Политолог, директор института национальных исследований Бурихан Нурмухамедов в разговоре с «Саясат» отмечает, что нынешняя система выборов сельских акимов достаточно эффективна, потому что на этом уровне нет особой политики. Потому что, по его мнению, они (акимы – Ред.) решают вопросы сугубо управленческого характера.
Единственное – есть один момент, по его словам, который следовало бы улучшить – это увеличить количество депутатов маслихатов. Выбирая районных акимов, нередко бывает, что количество их депутатов очень немногочисленно, тут может сыграть субъективный фактор. Собеседник уверен, что передача полномочий – это позитивный фактор, потому что многое должно зависеть от мнения местных общин.
***
Не все так просто
Впрочем, есть и те, кто не согласен с такой оценкой. Политолог Талгат Исмагамбетов считает в интервью «Саясат», что выборы сельских акимов – это не совсем выборы. По его мнению, это скорее утверждение акимов районными маслихатами. В то же время эксперт признает, что, несмотря на смену местных глав администраций, вопрос собственного распоряжения финансами назрел давно, поскольку давно есть необходимость тратить средства на местах в местных бюджетах. Собеседник убежден, что эффект от выборов был бы, если бы выборы в мелких селах проходили на основе сельского схода, а в городах районного подчинения на основе небольшого совета – вроде совета из 10 человек. Тогда бы аким был ответственным перед местным сообществом, либо перед депутатами конкретного местного сообщества.