Суд биев. Лицензия доверия, принцип справедливости


4 минуты чтения
Суд биев. Лицензия доверия, принцип справедливости

Да здравствует наш суд биев – самый справедливый суд в мире! Это не пустые слова, а реалии средневековой степи. Sayasat.kz решил рассказать вам о зарождении судебной системы в Казахстане и о том, почему было бы круто принципы суда биев применять и сегодня.

Казахстан стал равноправным партнером мирового сообщества, и вопросы справедливого и доступного правосудия приобрели особую значимость. Современная казахстанская судебно-правовая система во многом заимствована, стандартизирована, интегрирована в мировую правовую систему.

Но все мы помним, что в средневековой степи у казахов действовал суд биев – уникальное по своей сути и предназначению древнее казахское право, достойное того, чтобы и сегодня служить высоким стандартом правосудия, обогатить судебную систему республики.

Значение института суда биев в формировании государственности и правовой культуры казахстанского общества трудно переоценить. Великие казахские бии оставили нам богатое духовное наследие, не утратившее актуальности по сей день.

Казахское правосудие снискало всеобщее признание и заслуженно получило звание «Золотого века» – периода расцвета и торжества законности во времена правления Тауке-хана, формирования «Жетi Жарғы».

Суд биев стал важнейшим институтом и опорой государства, играл консолидирующую роль, став мощным фактором обеспечения единства казахского общества.

Суд биев строился на принципах справедливости и неподкупности судьи, доступности и публичности суда, был ориентирован на примирение сторон и полное возмещение причиненного ущерба.

Немаловажный фактор – ораторское мастерство судьи, так как народу нужно было излагать обоснованность судебного решения.

Главная особенность заключалась в том, что всегда превалировало духовное содержание рассматриваемых споров, так как бии придерживались моральных установок, сложившихся в обществе.

Шокан Валиханов отмечал, что русские истцы и ответчики в сотнях случаев предпочитали суд биев русскому следствию.

«Лицензией» бия признавался его авторитет, народное признание. Бии часто были советниками ханов и султанов, а по сути, – главными носителями норм права казахов, выполняли практически все правовые функции государства: знали, интерпретировали и охраняли законы.

Суд биев был своего рода эталоном правосудия. Безусловными гарантиями суда биев отмечались гласность как необходимое условие нормального функционирования кочевой демократии, свободное общественное мнение, отвечающее только требованиям исконных традиций и правовых норм, и прочное утверждение принципа справедливости, стоящего выше всяких законов. Суд биев концентрировал в себе кладезь народной мудрости и духовности, поэтому ему верили безоговорочно.

Эксперты отмечают, что в истории казахской государственности правосудие биев сыграло такую же роль, как римское право для западной культуры и современного права.

Казахский суд биев внес значительный вклад в совершенствование норм обычного права. Практика суда биев и положения съезда биев «ереже» постоянно дополнялись и изменялись. Майкы-бий говорил: «Әдет – әдет емес, жөн әдет» («В обычаях ценны не нормы, а праведный путь»), подчеркивая тем самым, что правовые обычаи – не константа, а явление динамичное, отвечавшее требованиям времени.

Нормы права облекались в краткие, но содержательные изречения. Ереже разъясняли смысл этих норм и принципов права, выступая своеобразным юридическим документом праворазъяснительного и правоустанавливающего характера 19 века.

Казыбек би, к примеру, говорил: «Ана – баласының  қызғышы, өзін қиса да, оны от пен өлімге қимайды» («Мать скорее погибнет, чем предаст свое дитя огню и смерти»).

Изречение Айтеке би гласит: «Көрген алмайды, білген алады» («Ворует не тот, кто видел, а тот, кто знал»).

Также применялись такие принципы, как «Ақ пен қараны шыңдық айырар» («Только правда отличит черное от белого»), «Сөз шыңына тоқтайды, пышақ қынына тоқтайды» («Если правда найдена, лишние слова не нужны»).

Разумеется, современные реалии отличаются от существовавших в то время, но даже сегодня поступают предложения о применении практики суда биев, например, в третейских и мировых судах.

Из богатейшего наследия суда биев действительно многое можно почерпнуть. Например, они могут помочь возродить нравственные начала в воспитании достойных судейских кадров и судопроизводстве в целом, так как применение правовых обычаев и принципов, этических категорий предполагает соответствующий уровень образования и мышления судьи, его высокую моральную и гражданскую ответственность.

Некоторые материалы взяты с сайта Верховного суда РК


Рекомендуемые новости