Приговор старым нравам. Как изменился Казахстан за последние годы?
Вот и закончилась эпопея с судом над бывшим министром Куандыком Бишимбаевым. 24 года он и 4 года его подельник получили соответственно. Самый суровый приговор и, как следствие, отбывание срока в колонии максимальной безопасности. По взглядам Бишимбаева читалось непонимание, как такое с ним произошло, и недостаточное осознание того, что ему предстоит. Казалось, он будто ждет, что все это окажется игрой, бутафорией, и через непродолжительное время он вновь будет гулять на свободе. Как и после коррупционного суда пять лет назад. Но нет! Дни его на ближайшие несколько десятилетий будет определять не он сам, а тюремный режим.
Сегодня остановить свой взгляд мы бы хотели на нескольких аспектах.
Во-первых, какую трансформацию прошло наше общество за последние пять лет. Объективный суд над бывшим министром при полной прозрачности процесса был практически за гранью фантастики еще в недавнем прошлом страны. Сейчас же это реальность. Справедливые прокуроры, честный судья, объективные эксперты: всего этого удалось добиться именно благодаря общественному контролю. Народ пишет историю. При этом власть тонко чувствует настроения людей и задает вектор перемен. Закон о СБН рассматривался давно, но принят именно в дни этого суда.
Во-вторых, поменялись нравы политической элиты. Абсолютно ясно, что такой открытый суд – это политическое решение на самом верху. Но почему оно было принято? Если староказахстанцы полагали, что «это дела семейные», «сама довела», да и вообще – завтра это может отрикошетить уже на них, то сейчас не так. Для нынешней власти такое поведение мужчины в адрес женщины считается таким же беспределом, как и для нас всех. Управленческий бомонд не желает жить в обществе насилия, пропагандирует политику здравого смысла, разделяет ценности и запросы общества.
Ну и, в-третьих, нередко мы с вами слышим критику в адрес так называемого Нового Казахстана: мол, почему за два года не решили проблему нахальных чиновников на местах, несправедливости в судах и инфляции. Но здесь все же нужно отметить, что подобные вещи и есть поступательное изменение системы, ее оздоровление. Ничего не решается по взмаху руки, для всего нужна вынужденная бюрократия. Главное, что процессы либерализации и демократизации запущены, идет обновление управленческого кластера, взращивается нетерпимость к преступлениям.
Но дальнейшая судьба государства в руках всего общества: власть лишь задает тренд и координирует, основным же драйвером позитивных изменений в стране остается общество.