Лидер Казахстана превращает нейтралитет в искусство —The Foreign Policy
Автор статьи Линн О’Доннелл отмечает, что Токаев максимально использует свои возможности, балансируя между Россией, Китаем и Западом.
В материале американского издания говорится о том, что Президент Казахстана известен своим умелым управлением международными отношениями с Россией, Китаем и Западом. Он принял прагматичный подход нейтралитета, чтобы обеспечить стабильность и уверенность в завтрашнем дне своей страны.
Несмотря на то, что Токаев находится на орбите России в Центральной Азии, ему удалось сбалансировать экономические потребности России, одновременно соблюдая санкции, введенные против Москвы США и ЕС после вторжения на Украину. Этот деликатный баланс позволил экономике Казахстана процветать и привлечь внимание крупных мировых игроков.
Одной из ключевых задач для Главы государства названо поддержание хороших отношений с Россией, не признавая при этом ее претензий к Украине. Население Казахстана обеспокоено тем, что Россия может использовать исторические притязания вдоль их общей границы для захвата богатой нефтью северной территории. Чтобы все остались довольны, Токаев должен тщательно ориентироваться в этой ситуации.
Война на Украине вызвала интерес России, Китая и США к Центральной Азии из-за ее богатых ресурсов нефти, газа и урана. Оставаясь на стороне Москвы, Казахстан успешно воспользовался экономическими возможностями, предоставляемыми китайской инициативой «Пояс и путь», а также американским участием в нефтяной промышленности.
«Дипломатический танец Токаева», как его назвал О’Доннелл, предполагает поддержание стратегического партнерства с Москвой, а также установление более тесных связей с Европейским Союзом, Соединенными Штатами и НАТО. Это включает в себя дискуссии об облегчении визового режима для граждан Казахстана с ЕС и сотрудничество в предотвращении обхода санкций.
Хотя Токаев умело управляет этими отношениями, автор статьи считает, что существует риск «наступить Путину на ногу», если он продолжит стремиться к более тесным связям с западными державами. Потенциально это может привести к аналогичным последствиям, с которыми столкнулась Украина, когда дело доходит до напряженных отношений с Россией.
В статье также затрагивается растущее стратегическое партнерство между Казахстаном и США и потенциальные последствия для прав человека и торговли. В ней подчеркивается, что Запад, включая Соединенные Штаты, стал больше сотрудничать с Казахстаном и меньше высказываться о проблемах прав человека, чтобы не дать Казахстану повода еще больше укрепить отношения с Россией.
Автор предполагает, что Россия может использовать Казахстан в качестве «запасного выхода» для обхода западных санкций в отношении критически важного импорта. Однако, несмотря на некоторое неодобрение со стороны Москвы, президенту Казахстана до сих пор удавалось эффективно управлять этой сложной динамикой.
Заключает О’Доннелл так: в целом, подход Токаева, основанный на прагматичном нейтралитете, позволил ему максимально использовать возможности для Казахстана, одновременно балансируя отношения с крупными мировыми державами.
Ознакомиться с полным текстом оригинала статьи можно по этой ссылке.