Западный эксперт о становлении Казахстана как первой средней державы в ЦА
Ключевым событием в Центральной Азии стало появление «средних держав» – государств, которые проявляют значительную самостоятельность в формировании окружающего их региона и накладывают свой отпечаток на международные отношения в целом. Первой средней державой, возникшей и признанной таковой, стал Казахстан.
Концепция средних держав
Существует различные концепции по определению «средних держав». По мнению Бернарда Вуда, средняя держава должна быть региональным или субрегиональным лидером, функциональным лидером, посредником между странами, дестабилизирующими ситуацию, «примерным гражданином на международной арене», союзником для крупной державы. По приверженности государства глобальному развитию и соблюдению прав человека внутри страны Совет Безопасности ООН разделяет страны на «нормативные» и «развивающиеся» средние державы.
Средние державы и безопасность в ЦА
В ЦА нет функционирующего механизма безопасности, кроме ОДКБ, которая не доказала свою надежность и эффективность. Организация является проводником российской внешней политики и не охватывает весь регион (Туркменистан не был ее членом, Узбекистан вышел 10 лет назад).
Отсутствие общерегионального механизма безопасности связано с большой разницей в размерах между государствами ЦА и их соседями, а также со структурной нестабильностью. Разные направления в политике крупных держав дестабилизирует ситуацию в региону,благодаря чему средние державы способны влиять на регулирование безопасности в ЦА.
Казахстан: первая средняя держава в ЦА
Казахстан стал первой средней державой в ЦА и единственной, признанной в разных исследованиях, по нескольким причинам:
Экономическая ситуация
Экономика Казахстана крупнее, чем у остальных государств ЦА вместе взятых и входит в 50 крупнейших экономик мира (ВВП на 2023 год – 264 млрд долларов, Узбекистан – 90 млрд долларов, Кыргызстан и Таджикистан – чуть более 10 млрд долларов).
ВВП на душу населения в 5-7 раз превышает показатели соседей по ЦА и составил $14 780.
Несмотря на преобладание добывающей промышленности в экономике, Казахстан является привлекательной для иностранных инвестиций. Но страна является не только получателем, но и поставщиком иностранной помощи.
Стратегия внешней политики
Внешняя политика Казахстана основывается на концепции позитивного баланса: укрепляя тесные отношения с Россией и Китаем, дополнять их прочными связями с США, европейскими и азиатскими странами. Этот тезис был опубликован еще в 1997 году в книге К.К. Токаева.
Содействие диалогу между конфликтующими сторонами стало приоритетом внешней политики Казахстана, но для уменьшения зависимости от крупных соседей, Китая и России, страна установила отношения с США, расширил связи с ЕС, Турцией, Японией, Кореей и Индией.
Региональное сотрудничество
С момента обретения независимости для Казахстана были важны инициативы по сотрудничеству в ЦА и расширению взаимоотношений между бывшими советскими республиками. Ключевое значение в ЦА имели двусторонние отношения между Казахстаном и Узбекистаном, ставшие основой для сотрудничества со странами ЦА и Азербайджаном. Препятствие России в экспорте энергоносителей расширило возможности Казахстана для диверсификации через Каспийское море. Ключевым решением в мае 2024 года стало объединение энергосистем трех стран – Казахстана, Узбекистана и Азербайджана.
Международный финансовый центр «Астана» стал финансовым центром для региона, в котором зарегистрировано более 2800 компаний из 80 стран с активами более $1 млрд. Казахстан является также сторонником совместных проектов в рамках использования Каспийско-Центрально-Азиатского бассейна и тюркского сотрудничества.
Взаимосвязанность
Географическое положение и значительная территория Казахстана способствуют восстановлению торговли между Востоком и Западом. Война в Украине, торговые барьеры между Россией и западом привели к увеличению спроса на перевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту или «Среднему коридору», соединяющему Казахстан с Азербайджаном и далее с Грузией и Турцией. Также был построен сухой порт Хоргос на границе с Китаем.
Для развития маршрута ЕС обязался инвестировать €10 млрд, Европейский инвестиционный банк и ЕБРР подписали меморандумы о взаимопонимании на общую сумму €1,47 млрд.
Международные инициативы
Несмотря на значительный ядерный арсенал Советского Союза, Казахстан инициировал ядерное разоружение в мире. Многосторонняя внешняя политика позволила Казахстану проводить международные конференции, занимать пост председателя ОБСЕ и непостоянное членство в СБ ООН.
Важной ролью средних держав является посредничество в региональных и международных спорах. Казахстан зарекомендовал себя как надежного партнера, разрядив политическую напряженность в Кыргызстане, инициировав переговоры по иранской ядерной проблеме и сирийскому конфликту, а также попытался смягчить напряжение между Россией и Западом.
Внутренняя стабильность и реформы
Внутренняя стабильность может быть достигнута в долгосрочной перспективе за счет внутренних реформ. В Казахстане государство боролось с балансом между стабильностью и реформами, проявляя осторожность, но политическое руководство недооценило требования населения. Ситуация достигло критической точки в январе 2022 года.
Внутренние реформы в экономических и социальных сферах частично удовлетворили общественный запрос на большее участие в политической системе. Ключевыми аспектами стало создание Конституционного суда, расширение представительства политических партий, введение новых законов в социальной сфере, возврат активов.
Обязательства
Внешние и внутренние факторы ставят под угрозу способность страны сохранять статус средней державы: упадок международных норм, регулирующих поведение государств, конфигурация сил, окружающая ЦА, геополитическая напряженность. Внутренние проблемы также влияют на статус средней державы, важными аспектами которых является отношения между элитами и настроения среди широкой общественности.
Средние державы и малые государства
Для Казахстана важно строить крепкие партнерские отношения с возникающими средними державами и поддерживать отношения с меньшими государствами региона, так как стабильность региона зависит от самого слабого звена.
Последствия
Казахстан утвердил свое влияние в регионе и за его пределами, став Средней державой, которая служит якорем стабильности и развития региона. Это должно привести к фундаментальному переосмыслению восприятия региона Большая Центральная Азия. Для внешних сил, как ЕС, США, Японии или международных организаций, появление средних держав представляют возможность для обеспечения их интересов в регионе.
Со статьей вы можете ознакомиться здесь