Адиль Сейфуллин: Геймченджеры Акорды вновь задают тон политической повестке. Разбираемся в сути вопроса


3 минуты чтения
Адиль Сейфуллин: Геймченджеры Акорды вновь задают тон политической повестке. Разбираемся в сути вопроса

Не так давно в сети распространились слухи, касающиеся новых масштабных политических реформ в Казахстане. Вероятно, они были специально вброшены политическим штабом Президента, но с какой целью?

Во-первых, в этих сообщениях вновь подтверждается тезис о том, что Касым-Жомарт Токаев не говорит ничего просто так, и каждое его высказывание закладывает определённый идеологический смысл. Часто это недвусмысленное послание как сторонникам, так и оппонентам.

Например, все предложенные им в 2022 году инициативы были реализованы, за исключением одной. В интервью телеканалу 24KZ, сразу после Январской трагедии, Глава государства сказал: «Предугадывая некоторые события в будущем, серьёзно думаю над реформированием парламентской системы».

Теперь, по просочившейся информации, становится ясно, что нас готовят к тому, что поднимала на знамена оппозиция многие годы, а именно — к переходу к президентско-парламентской форме правления. Для этого, якобы, уже сейчас, акординские политтехнологи разрабатывают правовые нормы по передаче ключевых властных полномочий Парламенту.

Во-вторых, на роль Спикера объединённого Парламента, согласно анонимному источнику, очевидно рассматривается сам Токаев по истечении президентских полномочий. Сменив кабинет, властные рычаги, как предполагается, останутся за ним. И главное — как Спикер он не будет ограничен сроками правления, оставаясь де-факто Главой государства. При этом смена Президентов будет происходить согласно Конституции каждые 7 лет.

Отмечается, что одной из целей является учёт ошибок предыдущего транзита власти, который порой приводил к попытке двоевластия в стране и, как следствие, к расшатыванию госаппарата в целом.

В-третьих, столь судьбоносный по своему масштабу процесс будет запущен исключительно через всенародный референдум. Теперь становится ясна логика обкатки механизма проведения референдумов.

Создание Национального Курултая также укладывается в данную конструкцию как прообраз будущего однопалатного Парламента.

Таким образом, Администрация Президента даёт понять: сверхплан по консолидации власти был задуман с первых дней президентства Токаева, с 2019 года.

Информационные вбросы о новых партиях и искусственные дискуссии о возможном преемнике, как утверждается, также инспирированы политтехнологами Акорды с очень простой задачей: это тест на амбиции и проверка на вшивость политэлиты. Некоторые уже её не прошли.

Материал подытоживается кратким выводом: такой исход устроит все заинтересованные стороны. Народ получит стабильность, политическая элита — сохранение влияния, а крупный бизнес — гарантии. Также режим «статус-кво» нужен нашим партнёрам на внешнем контуре.

Теперь главный вопрос: почему были слиты подобные инсайды в интернет? Какую цель преследует АП?

Здесь два варианта: либо всё изложенное выше — правда, и тогда Акорда действует на опережение, по сути уничтожая в зародыше любые домыслы и глупые рассуждения о будущем раскладе сил в госаппарате. Выкладывая карты на стол, реализуя все задумки в открытую. Вновь, как это часто бывало за последние годы, перехватывает инициативу, навязывая свою повестку обществу.

Либо это утка, и тогда задача власти — разжечь костёр активных дискуссий в обществе, отвлечь внимание блогеров и активистов, а в это время спокойно реализовать совершенно иной план.

Сейчас сложно категорически утверждать, какой вариант правдив. Однако важно признать, что Казахстан вступает в новую фазу политических преобразований. В любом случае, если эти инсайды оказались частью информационной стратегии, они сигнализируют о серьёзных изменениях, которые могут изменить политический ландшафт Казахстана в ближнесрочной перспективе.


Рекомендуемые новости