Казахстану и его лидеру доверяют – Фархад Мамедов
Sayasat.kz обсудил отношения Казахстана и Азербайджана, а также роль нашей страны в Каспийском регионе и ОТГ в интервью с директором Центра исследований Южного Кавказа Фархадом Мамедовым.
S: Фархад Мамедович, наши страны связывает многолетняя история доверительных дружественных отношений, которые с годами только укрепляются. Эксперты отмечают, что обострение ситуации в мире заставило наши страны сблизиться еще больше. На Ваш взгляд, эта тенденция продолжится? И какие преимущества получают наши страны от взаимовыгодного сотрудничества?
Ф.М.: Да, наши страны и народы связывает многовековая связь: и этническая история, и религиозная общность, и география. Но наряду с этой связью мы должны отметить взаимную поддержку друг друга в разные периоды истории. Неспроста первой страной, с которой Азербайджан смог договориться о разделе секторов Каспийского моря еще в 90-х, был Казахстан.
Мы традиционно поддерживаем друг друга на международных площадках, а в последние годы, уже в период президентства К.К.Токаева, такая поддержка инициатив стала системной. Не случайно в этом году Казахстан, председательствуя в рекордном количестве международных организаций, предоставил возможность проведения Саммита СВМДА именно азербайджанской стороне. В международной практике это беспрецедентный случай.
На сегодня мир переживает период крушения международной системы безопасности, и лидеры стран берут на себя все больше ответственности за безопасность региона, в котором они проживают.
Наряду с этим современный период отличается еще и рекордным количеством санкций, которые принимают крупные государства друг против друга, в том числе закрытые границы. Поэтому лэндлок-страны, в том числе Казахстан и Азербайджан, наиболее уязвимы от закрытых границ и отсутствия возможности выхода к мировому океану. Взаимодействие таких стран приобретает стратегический характер и даже в некоторой степени становится экзистенциональным элементом, потому что без выхода страны к мировым торговым путям невозможно ее существование в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
И экономическое, и политическое взаимодействие между Азербайджаном и Казахстаном находится на высоком уровне, причем очень важна в этих процессах роль лидеров РК и РА. На сегодня наши страны возглавляют очень опытные люди, прекрасно разбирающиеся в международной политике, обладающие большим авторитетом и знаниями международной обстановки, и это выгодно отличает нас от большого количества стран. Кстати, именно кризис лидерства в геополитических центрах силы и привел нынешнюю ситуацию к конфликтам, войнам, санкциям и закрытым границам.
К тому же, именно посредством в том числе Казахстана Азербайджан становится все ближе к региону Центральной Азии. Президент Азербайджана в прошлом году впервые принял участие в Консультативной встрече лидеров ЦА. Физически же мы имеем выход в регион через Казахстан и Туркменистан. По объемам перевозок на первом месте, конечно, находится Казахстан, и без роли Казахстана это было бы сделать невозможно. В Азербайджане очень ценят возможности, что предоставляет РК, и активно участвуют в процессах, которые происходят в регионе ЦА.
S: Только в этом году на первом заседании Высшего межгосударственного совета Азербайджана и Казахстана был заключен ряд меморандумов и соглашений в самых различных областях. Какие направления сотрудничества между нашими странами вы бы выделили как наиболее перспективные?
Ф.М.: Такой формат – наивысшая форма политического диалога между государствами, когда участвуют лидеры стран и руководители профильных государственных и частных структур, что предоставляет возможность провести ревизию объективных и субъективных проблем и препятствий повестки дня, и оперативно их решать. И мы видим, что Президенты Казахстана и Азербайджанадержат реализуемые совместные проекты в «режиме ручного управления».
Взаимодействие Казахстана и Азербайджанатрадиционно идет по трем направлениям. Это политический диалог, экономическое взаимодействие и гуманитарное партнерство. Здесь мы выделяем стратегически важный в современных реалиях транспортно-коммуникационный элемент. Это взаимная торговля, туризм и сельское хозяйство, так как продовольственная безопасность приобрела в нынешних условиях мировой конфронтации очень большое значение.
И третий элемент – это гуманитарное взаимодействие, человеческие контакты. В Казахстане проживают десятки тысяч азербайджанцев, как и в Азербайджанепроживают казахстанцы.
Азербайджан всегда ощущал поддержку со стороны Казахстана в период оккупации Карабаха и после освободительной войны 2020 года. Президент Казахстана был одним из первых, кто поздравил Президента Азербайджана, и Казахстан – первая страна, реализовавшая гуманитарный проект на освобожденных территориях.
Реализуемый РА вместе с РК транспортный коммуникационный проект «Срединный коридор» не только имеет значение непосредственно для наших стран, но и является заявкой на одну из основных веток взаимодействия Китая с ЕС. Мы видим, как с каждым месяцем внимание к этой ветке увеличивается. За последние год-полтора количество казахстанской нефти, транспортируемой по азербайджанским трубопроводам, увеличилось в несколько раз.
Первый состав грузового поезда отправился с границы Китая с РК, пересек территорию Казахстана, порты и достиг Азербайджана, а дальше – Грузии и территории ЕС. То есть этот проект, главные лоббисты которого как раз РК и РА, имеет уже континентальный уровень всей Евразии.
S: Во время выступления на Шестом Каспийском саммите Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что Каспий – это не только огромное средоточие полезных ресурсов, но и «море неограниченных возможностей». Какие ключевые возможности Каспия в современных реалиях Вы бы отметили?
Ф.М.: Тема Каспия – это в первую очередь геополитика. И Азербайджан, и Казахстан заинтересованы в том, чтобы геополитически не повышалось напряжение на Каспии и вокруг него. И, в принципе, мы смогли этого добиться.
Во-первых, мы первыми пошли на разделение секторов на Каспии, что стало основой для будущего размежевания национальных секторов в соответствии с Конвенцией, подписанной в Актау. Наряду с этим Казахстан и Азербайджан реализуют транспортно-коммуникационные элементы на Каспийском море.
Важнейшим элементом нашего взаимодействия в рамках Каспия остается экология. Мы также реализуем проект проводки высокоскоростного интернета по оптико-волоконному кабелю на дне моря.
То есть Каспийское море – это естественное препятствие, но Казахстан и Азербайджан делают все от себя зависящее, чтобы оно было, как говорит Президент Токаев, «морем неограниченных возможностей». И конструктивизм на Каспии демонстрируют РК и РА в первую очередь между собой, а во вторую очередь – в отношении всех прикаспийских государств.
S: Как бы вы охарактеризовали роль Казахстана в ОТГ и политику Президента Токаева в отношении организации?
Ф.М.: ОТГ переживает очередной этап своего эволюционного развития. На начальном этапе это были единичные саммиты лидеров стран, но с 2009 года в Нахичеване на территории Азербайджана с участием лидеров Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана и Турции был создан Совет тюркоязычных государств, который в 2021 был преобразован в Организацию. Это уже качественно новый уровень взаимодействия между тюркскими государствами.
На протяжении двух лет в ОТГ председательствует Казахстан, и Касым-Жомарт Токаев анонсировал подходы и основные элементы председательства РК, которые нашли отражение в концепции TURKTIME, включающей традиции, унификацию, реформы, инициативы, энергетику, медиацию, доверие, инвестиции, знания. Все эти направления нашли поддержку лидеров стран ОТГ. Мы проходим действительно эволюционный путь.
В этой организации нет патронов, и каждая страна высказывает свою независимую позицию. И в этом отношении очень важна роль таких лидеров, как Касым-Жомарт Токаев, которые проработали на самой вершине международных организаций, в системе ООН и обладают большим опытом управления международными структурами.
Что самое интересное, в период мировой турбулентности, когда военно-политические блоки, экономические и таможенные союзы противопоставляются друг другу, даже войны начинаются из-за торговых договоров, ОТГ демонстрирует, что в рядах одной организации могут быть страны, состоящие в разных военно-политических блоках. К примеру, Турция – член НАТО и таможенного союза ЕС, а Казахстан и Кыргызстан – члены ОДКБ и таможенного союза ЕАЭС. Но это не становится проблемой или препятствием во взаимоотношениях этих стран.
То есть ОТГ взаимодействием стран разных военно-политических блоков создает реальность, которая отвечает конструктивности, прагматизму и уменьшает напряжение в период мировой турбулентности.
S: У Казахстана есть опыт налаживания конфликтов между враждующими странами. Не так давно наша страна выступила посредником в переговорах между Азербайджаном и Арменией. Будучи азербайджанским экспертом, знакомым с ситуацией изнутри, поделитесь мнением о роли Казахстана, эффективности и «плодах» этих переговоров.
Ф.М.: Казахстан закрепил за собой имидж страны, которая может и умеет организовывать посредничество. Это исходит из того, что, во-первых, Казахстану и его лидеру доверяют, во-вторых, Казахстан демонстрирует последовательность, предсказуемость во внешней политике. Это очень важные элементы, которые зарабатываются десятилетиями.
Наряду с этим, если брать контекст нашего кейса, Казахстан – союзник Армении по интеграционным проектам ЕАЭС и ОДКБ и союзник Азербайджана в двусторонней основе и в рамках ОТГ. Поэтому как Азербайджан, так и Армения имеют «задел доверия» к Казахстану и ее лидеру.
Отмечу, что Азербайджан и Армения проводили переговоры при посредничестве таких крупных государств, как РФ, США, ЕС, но все эти посреднические усилия не привели ни к чему. Поэтому остался безальтернативный двусторонний формат, но даже в нем важно место проведения переговоров. Кроме того, один из элементов в переговорном процессе базируется на Алматинской декларации 1991 года, поэтому символично, что переговоры проходят именно в Алматы, в том же зале, где состоялось подписание документа.
В Азербайджане надеются, что Алматы закрепится как место традиционных встреч министров иностранных дел Азербайджана и Армении, причем казахстанская сторона демонстрирует готовность принимать и организовывать эти переговоры. В нынешней ситуации, когда в мире происходят войны и стороны конфликта не могут даже найти место на планете, где встретиться, эта роль Казахстана очень дорогого стоит.
S: Как бы вы прокомментировали высказывание Президента Токаева в статье для Euronews о том, что сегодня именно средние державы становятся ключевыми игроками с растущим потенциалом для обеспечения большей стабильности, мира и развития в своих регионах и за их пределами?
Ф.М.: Касым-Жомарт Токаев отметил очень важную современную тенденцию в международной политике. Это параллельное ослабление влияния традиционных геополитических центров сил и усиление средних держав непосредственно в своих регионах. То есть если раньше мир был поделен на зоны влияния, то сейчас это больше процесс регионализации и вывода на первый план региональных лидеров. И в этом отношении позиции Казахстана и Азербайджана сходятся: Казахстан – в регионе ЦА, Азербайджан – в регионе Южного Кавказа.
Эта позиция – демонстрация того, что средние державы готовы взять на себя ту часть ответственности, которую растеряли геополитические центры сил, потому что практически все участники этих глобальных процессов – крупные державы – допустили очень много ошибок и сами же участвуют в разрушении международной системы безопасности.
Наряду с этим не каждое среднее государство может взять на себя эту ответственность: только страны, где существует внутренняя консолидация вокруг единых целей, страны, которые смогли именно во внутриполитической жизни добиться единения народа и власти, – они смогут трансформировать формирующуюся внутри страны синергию в реализацию независимого внешнеполитического курса.
Дело в том, что, к сожалению, геополитические центры сил сформировали свои мягкие силы для вмешательства во внутренние дела государств с целью корректировки их внешней политики. Поэтому сильная власть, консолидация общества вокруг единых целей не позволяет внешним факторам влиять на внутреннюю политику и тем самым не дает корректировать внешнеполитический курс.
Это не позволяет средним державам становиться пространством противостояния более крупных стран, которые воюют, как правило, не на своих территориях, а на территориях третьих стран. Помимо этого главная цель – брать на себя ответственность за свою судьбу и взаимодействовать с соседями.
В этом отношении взаимодействие Казахстана и Азербайджана полезно и прагматично, потому что у нас единые взгляды на международную политику. В Азербайджане разделяют этот подход Токаева, и наш президент, контактируя со своими коллегами в ЦА, выносит на первый план реализацию независимого внешнеполитического курса, сопоставление национальных интересов, согласование и реализацию совместных проектов. То, что это осознание есть у большого числа лидеров на этом пространстве, и идея Касым-Жомарта Токаева отвечает нынешним объективным обстоятельствам и складывающейся в мире ситуации, – очень важный элемент.
Фархад Мамедович, благодарим вас за содержательное интервью!