Справедливый закон о банках, необходимость мирного атома и дифференциации ИПН – эксперты о Послании-2024


13 минут чтения
Справедливый закон о банках, необходимость мирного атома и дифференциации ИПН – эксперты о Послании-2024

Сегодня Президент выступил c ежегодным Посланием народу Казахстана. Sayasat.kz поинтересовался мнениями экспертов по озвученным инициативам Главы государства.

Алибек Тажибаев, Директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг»

В сегодняшнем Послании было затронуто множество важных вопросов, отражающих текущие вызовы и стратегические приоритеты государства. Особенно интересными я бы отметил следующие моменты.

Президент подчеркнул, что главной целью страны должно быть повышение уровня доходов населения. За последние 5 лет Казахстан провел масштабные реформы, которые привели к существенным изменениям в общественном сознании и правовой культуре. Диверсификация экономики, по словам Токаева, уже приносит плоды: инфляция сократилась в 2,5 раза, международные резервы превысили $100 млрд, а обрабатывающая промышленность опережает горнодобывающий сектор по темпам роста. Это свидетельствует о том, что экономика страны движется в правильном направлении, но важно сохранить и усилить эти темпы.

Президент анонсировал проведение общенационального референдума по вопросу строительства АЭС, который пройдет 6 октября. Он подчеркнул, что страна нуждается в надежных и экологически чистых источниках энергии для удовлетворения растущих потребностей экономики. Особое внимание уделяется необходимости принятия взвешенных решений на основе широкого общественного обсуждения. Это показывает, что руководство страны осознает важность общественной поддержки в принятии стратегических решений.

Токаев объявил 2025 год Годом рабочих профессий, подчеркнув важность повышения престижа трудовых специальностей. По его мнению, люди, добившиеся успеха честным трудом, должны пользоваться уважением и почетом. Это заявление отражает стремление Казахстана построить конкурентоспособную экономику, в которой высоко ценятся профессиональные навыки и трудолюбие.

Президент также затронул необходимость решения инфраструктурных проблем, особенно в энергетическом секторе и коммунальном хозяйстве. Он предложил правительству разработать национальный проект по модернизации этих отраслей до конца года. Учитывая важность стабильного энергоснабжения и эффективного управления коммунальными ресурсами, эта инициатива может стать ключевым фактором в обеспечении устойчивого развития страны.

Президент признал существующие проблемы в системе здравоохранения и подчеркнул необходимость её реформирования. Несмотря на значительные финансовые вливания, результативность системы остается под вопросом, что требует кардинальных изменений, включая цифровизацию и создание единой государственной медицинской информационной системы. Этот шаг важен для обеспечения прозрачности и эффективности оказания медицинских услуг.

Эти моменты Послания, на мой взгляд, отражают стратегическое видение руководства страны, направленное на устойчивое развитие, повышение уровня жизни граждан и обеспечение социальной стабильности.

Марат Башимов, депутат Мажилиса Парламента РК

Послание Президента было крайне актуальным, объемным и содержательным. Оно насквозь отвечало чаяниям общества и потребностям сегодняшнего времени.

К банковским олигархам 30 лет никто не подбирался. Банковское лобби и их деятельность стали «притчей во языцех», олицетворением того, что они больше служили интересам олигархов, а не чаяниям народа, как в цивилизованных странах. Они оплачивали неадекватные, мизерные налоги.

Глава государства четко и однозначно заявил, что нужно принять новый справедливый Закон о банках и банковской деятельности, чтобы они платили соответствующие налоги. Это очень сильная позиция Президента. Юристы и те, кто занимается антикоррупционной деятельностью, знают.

Актуальным в Послании было и решение проблем с теневой экономикой, возвратом незаконных активов. Будут разграничены некоторые вопросы между Генпрокуратурой и Правительством, работа будет еще более активной и открытой.

В чем разграничение деятельности Гепрокуратуры и Минфина по возврату активов? В том, что Генпрокуратура действует в соответствии с законом о возврате активов, там все секретно. А деятельность Минфина уже, где продается имущество, не может быть секретной, все публично. Вот здесь уже в закон нужно внести изменения, чтобы ТОО продавали прозрачно, открыто, чтобы не было коррупции и не доставалось по каким-то схемам «своим» людям.

Президент также озвучил приписки в сельском хозяйстве. Страшные цифры: 2 миллиона КРС и 3 миллиона мелкого рогатого скота, как во времена Хрущева. Этот вопрос будет на жестком контроле власти.

Затронута тема главенствования закона и порядка, безопасной среды. Президент подчеркнул, что необходим закон о профилактике преступности, борьба с хулиганством и вандализмом, экстремизмом и религиозным радикализмом.

Озвучены и многие другие актуальные и важные для общества вопросы. Это то, что мне, как юристу, сразу бросилось в глаза.

Никита Шаталов, депутат Мажилиса Парламента РК

Послание-2024 получилось очень конкретным и концентрированным. Что важно – в нем нет решения каких-либо тактических проблем, оно развивает и продолжает поднятые ранее вопросы. Даже первый блок, касающийся согласованности фискальной и денежно-кредитных политик, носит стратегический характер. Бюджетный дефицит с нами давно, но из-за устаревшей налоговой политики и несовершенной системы прогнозирования он в этом году реализовался в полной мере и привел к росту изъятий из Национального фонда.

Расширение энергетических мощностей под особым прицелом в Послании: дефицит электричества и его последующий импорт из сопредельных государств ставит под вопрос энергетическую безопасность. Отсюда возникло поручение о новой модели финансирования критической инфраструктуры. Причем, насколько я понимаю, речь идет и об объектах угольной генерации, которые при новых технологиях могут быть более экологичными, производить меньшее количество отходов.

Отдельной строкой был грядущий референдум об АЭС – обозначена дата голосования, а значит, стали ясны и контуры электоральной кампании. Очевидно, что мирный атом нам необходим, и я уже несколько раз объяснял свою позицию: АЭС гораздо безопаснее остальных объектов генерации при гораздо большей стабильности производства энергии, чем есть у ВИЭ. И в целом я не вижу конфликта: нам необходимо развивать все виды генерации, кроме самых грязных, чтобы обеспечивать спрос со стороны реального сектора и рядовых гражданских потребителей.

Что касается промышленного роста, то здесь глава государства в очередной раз сказал, что автомобилестроение в Казахстане развивается и должно давать углубление локализации. При этом промполитика осталась в рамках предыдущего Послания: необходимо наращивать переработку в тех секторах, где мы сильны: речь, прежде всего, про нефтегаз, металлы, углехимию и т.д.

Отдельно глава государства сказал про развитие среднего бизнеса. Этот вопрос регулярно пропадает из оптики правительства, так как задача действительно нетривиальная – необходимо оптимизировать правовые и налоговые режимы, чтобы стимулировать малый бизнес расти. Но также нужно активно вовлекать и «гигантов», то есть крупные промпредприятия, вокруг которых и растет средний бизнес в виде отдельных подрядчиков.

На национальном курултае я предлагал главе государства ряд инициатив по повышению престижа рабочих профессий. И сегодня Президент объявил 2025 год Годом рабочих профессий, то есть значительная часть внимания государства будет сосредоточена на людях, которые работают в промышленности, энергетическом секторе, строительстве.

Тысячи инженеров, геологов, шахтеров и представители других профессий должны на себе почувствовать результаты этой работы. А в отдельности речь должна идти и про молодежь, так как впереди будет реформа профессионально-технического образования, тех самых пресловутых колледжей, где люди получают навыки работы на крупных производствах. За последний год я побывал на многих предприятиях, и везде ощущается сильнейший кадровый голод.

Президент в очередной раз концентрируется на правилах игры в стране, то есть создании институтов – будь то налоговые режимы, правила функционирования политической системы или нормы в обществе, которые обеспечивают мир и согласие. Пусть это менее эффектный, но куда более эффективный путь строительства справедливой экономики, вслед за которой подтянутся и остальные сферы общественной жизни.

Этот подход помогает формировать предсказуемую среду для иностранных и отечественных инвесторов, которые смотрят прежде всего на предсказуемость институтов. И не менее важно, что все последние послания согласуются и дополняют друг друга: учитывая то, что реформы носят структурный характер, а изменения не могут уместиться в один календарный год, президент продолжает держать фокус на изменениях и держать их в зоне своего внимания.

Ануар Нуртазин, экономист

Первый момент, который сегодня озвучил Глава государства, – это дифферинцированный индивидуальный подоходный налог. Об этом я в феврале текущего года лично говорил Касым-Жомарту Кемелевичу. До этого о реформах и проблемных моментах Налогового кодекса, диспропорции доходов населения и так называемом «справедливом налогообложении» изъяснял вице-министрам и министрам финэконом блока. Рад, что Президент поддержал мои инициативы в своем Послании.

Остается надежда, что финэкономблок Правительства исполнит поручения Президента, потому что эта практика – международно признанная, доказавшая эффективность и результативность во всех странах первого мира – в Японии, Германии, Франции, Швеции, Англии, США, и т.д.

То есть, фактически, это правильная, справедливая практика, о которой я говорю уже  третий год подряд. Налоги должны быть дифференцированы, то есть богатые должны платить больше, чем бедные. У нас на протяжении 30 лет было пратически все наоборот. То, что Глава государства это высказал, можно назвать краеугольным камнем справедливого налогового реформирования.

Второй момент, который я хотел бы затронуть: у нас в целом по Налоговому кодексу более 70 различных пошлин, платежей, выплат во все бюджетные и небюджетные фонды. Здесь нужно подходить более разумным методом. Например, это подразумевает, что все платежи по тем же физлицам, которые есть, выплачиваемые как работодателем, так и работником, – ВОСМС, ООСМС, СО, СН, ОПВ, ОПВР, ИПН – нужно суммировать в единый платеж и сделать четкую фиксацию по платежам, чтобы человек видел, сколько денег выплачивает в процентовке от своей фактической зарплаты.

При этом эти платежи должны в рамках государственного механизма перераспределяться внутри системы. Это второй момент упрощения администрирования и эффектизации процесса. Чтобы люди, которые зарабатывают меньше 2-3 МЗП, платили по нулевой ставке, а люди, которые зарабатывают, условно, больше 5-7 тысяч долларов в месяц, – около 50-60% от дохода.

Почему это важно: у нас устойчивый финансовый дисбаланс как внутри общества вертикально, так и горизонтально между регионами, и это должгно выравнивать диспропорции.

У нас в действительности практически каждый четвертый счет физлица арестован, соответственно, это пагубная практика. Счета нельзя арестовывать массово, особенно нельзя арестовывать по невыплате налогов. Нужно оптимизировать подходы по системе расчетов пеней и штрафов в части уплаты за коммунальные услуги, КСК/ОСИ. То есть давать 3-6-месячный период регулирования без арестов, без привлечения исполнительной надписи через нотариальные системы и судоисполнителей.

Более того, нужно также прекратить практику массовых арестов счетов со стороны судоисполнителей. То есть это должна быть лимитированная версия при злостном, преднамеренном нарушении, игнорировании. Ввиду того, что зачастю у нас высокий уровень фактической безработицы, особенно в регионах, нам нельзя никак арестовывать счета.

Также необходимо реформировать методы работы судебных исполнителей, особенно в части штрафов и алиментов. Исходить исключительно из финансовой целесообразности и объективной экономической реальности.

Таир Нигманов, политолог

Безусловно, главная идея в Послании – экономика. Было отмечено, что у нас наблюдается бюджетный кризис, существует целый ряд проблем. Если суммировать все озвученные сегодня по этой линии идеи, то можно вычленить следующее.

Сейчас основная проблема заключается в том, что вся экономическая система для бизнеса довольно сложная. Есть льготы, их больше ста, но бизнес в этом не разбирается. Налоги слишком сложные, их много, легко запутаться и что-то не заплатить, получив потом «кару» фискальных органов. Общий посыл таков: с этим необходимо разобраться, все, что можно упростить, упростить и сделать систему доступной для бизнеса.

Также была озвучена дата референдума по вопросам атомной энергетики. Это было главным ожиданием Послания, потому что на прошлой неделе соответствующий проект был направлен Президенту Правительством. До референдума осталось всего лишь пять недель, то есть это будет очень интенсивный период, так как необходима массовая информационная кампания со стороны всех заинтересованных лиц: как государства, потенциальных  инвесторов в атомную энергетику, так и противников, если таковые пожелают изъявить свою позицию.

Одна из больших проблем для Казахстана – это нехватка экспертов в публичном пространстве: очень узкое медиаполе, когда ограниченное число людей высказываются по абсолютно всем вопросам, и это создает диссонанс, неправильную видимость реального мышления граждан. То есть десятки, возможно, сотни активистов и публичных лиц не выражают всего мнения страны, и референдум – это отличный способ предоставить реальную картину. А потому он должен быть проведен честно, открыто и с максимально доступной дискуссией всем людям вне зависимости от того, какую сторону они занимают по данному вопросу.

Были высказаны также идеи по вопросам политико-идеологического характера: темы межнационального согласия, проблемы ущемления по религиозному, этническому или языковому фактору. Президент подтвердил в очередной раз, что всем подобным проявлениям нет места в нашем обществе, что на 100% хочется, разумеется, поддержать.

Также была высказана идея о том, что нам необходимо заниматься историей своего государства, нашего народа, но это не должно быть поводом для каких-то обид. К сожалению, зачастую у некоторых людей отношение к исторической памяти заключается именно в такой культуре обид, поиске виноватых, в попытках проецировать историю двухсотлетней давности на какие-то актуальные события с целью найти крайних и виновных, возложить на кого-то вину, выставить себя жертвой. И все это, к сожалению, становится негативным проявлением к заинтересованности к истории. История – это, в первую очередь, точная наука, а не повод для эмоциональных драм и раздоров.

Хотелось бы подчеркнуть одну небольшую фразу. Президент сказал о необходимости благотворительности для строительства школ, стадионов, больниц. Мне кажется, в нашей стране, к сожалению, благотворительность все еще находится на недостаточно развитом уровне. Хочу подчеркнуть, что каждый человек имеет полное право распоряжаться своими средствами, если они заработаны честным трудом. И у каждого человека есть суверенное право давать или не давать деньги на благотворительность. Если давать, то на какие-то конкретные нужды.

Но если мы будем вычленять общую статистику, возможно, строительство мечетей и других религиозных зданий с точки зрения благотворительности вышло на хороший уровень, и это достаточно массовое явление. Но объекты социальной инфраструктуры, к сожалению, пока еще не находятся на низком уровне популярности, и хочется надеяться, что ситуация будет меняться, и построенных на благотворительные деньги школ, больниц будет в нашей стране все больше.


Рекомендуемые новости