«Казахский националист – это государственник»
Эксперты дали характеристику современному казахскому национализму
В Казахстане очередной языковой скандал. В СМИ появилась информация о том, что пассажиру Air Astana отказали в обслуживании на государственном языке. В самой авиакомпании опровергли эту информацию. Несмотря на это, новость всё равно приобрела негативную коннотацию. И хотя в действиях авиакомпании всё было правильно, этот резонанс дал очередной повод задуматься о том, какой должен быть национализм в Казахстане, и кто может быть идеалом казахского национализма. «Саясат» поговорил с видными представителями национального движения в Казахстане и узнал, ответы на эти вопросы.
Расул Жумалы, политолог: «Национализм в моем понимании имеет позитивное значение, несмотря на то, что некоторые эксперты и политики пытаются выдать его за нечто негативное и опасное. Тут надо проводить четкую грань между национализмом и нацизмом, патриотизмом и фашизмом. Национализм – это любовь к стране, к своему народу, при этом не принижая другие народы, конфессии, этносы. С этой точки зрения казахский национализм должен быть элементом государственничества. Это любовь к своей стране, преданность ей, желание служить своему народу.
Национализм должен быть просвещенным, прогрессивным, современным, порядочным, разносторонним, должен быть в состоянии отличать плохое от хорошего, хороший опыт от негативного. Кто идеал? Трудно сказать, кто сегодня может быть идеальным националистом, хотя деятелей очень много в разных сферах. Это люди, которые не на словах, а на деле что-то делают для развития страны, казахского языка, чтобы государственный язык стал объединяющим фактором в стране. В историческом плане для меня и для многих идеалом являются лидеры Алашорды».
Максим Споткай, руководитель медиа-редакции “Электронная партия” Центрального аппарата партии “Нур Отан”: «Все-таки из-за того, что у нас ещё есть постсоветское мышление, мы часто путаем национализм с нацизмом. Сегодня здоровый национализм без крайностей. То есть не радикальный национализм необходим обществу. Потому что развитие языка, возрождение национального духа связано с развитием национального движения в Казахстане. На какой основе она должна базироваться? У нас есть большая историческая база – от аль-Фараби до последней интеллигенции Алаша. Идеологическая основа есть. Что касается современного национализма – то это не только быть за развитие языка, культуры и традиций, но это ещё быть государственником. В современном понимании казахский националист – это государственник. Но сегодня некоторые пытаются выставить это слово в отрицательном свете, но лично для меня это очень положительное слово. Если мы сегодня будем говорить о возрождении национального движения, то это пойдёт для нас только на пользу».
Мухтар Тайжан, директор ОФ им. Б. Тайжана: «Казахский патриотизм должен быть просвещенный. Идеал – это представители движения Алаш – Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов и другие яркие представители. В чем был их национализм? Они писали учебники на казахском языке для детей, например, алиппе. До сих пор по их учебникам учатся дети. Это и есть национализм – приносить что-то полезное для своего народа, при этом не зажимая другие народы, этносы».
Айдос Сарым, политолог: «Современный казахский национализм прежде всего должен быть просвещенным, рациональным, нацеленным на будущее. Полагаю, что это уже происходит и связано это не только с изменениями в структуре населения, архитектонике общества, но и с изменениями в структуре политического поля. Главная, быть может, заслуга нашего поколения заключается в том, что мы реабилитировали казахский национальный дискурс. Как мне кажется, слово “нацпат”, которое еще лет десять назад было чуть ли не ругательным, постепенно сходит с политического лексикона и тезауруса. Казахские националисты сегодня – это не пугала и фрики, а респектабельная часть политического спектра, которая все более активно проявляет себя на всех площадках. И эта тенденция должна нарастать, стремясь к оформлению в парламентско-политическую партию. Рационализация политического дискурса должна означать расширение проблематики, активное освоение экономической и социальной тематики. Это не означает, что традиционные темы и повестки дня казахского национализма должны исчезнуть, вовсе нет. Проблемы истории, культуры, языка все так же актуальны и значимы, поскольку на них базируется все, что собственно делает нас казахами, а дискурс – казахским. Это фундаментальные ценности, которые никто опровергнуть не может. Вместе с тем, полагаю, что существуют десятки важных проблем и направлений, которые нуждаются в активном и смелом освоении, лучшем понимании, осознании. Важно сместить некоторые акценты национальной повестки: например, с села на город, поскольку город и есть главная политическая арена, главное место, где рождаются и оформляются смыслы. Если город не станет казахским во всех смыслах этого слова, то и Казахстан не станет казахским. Это самоочевидная истина».
Амиржан Косанов, политик: “Современный казахский национализм должен быть… современным и казахским! Он должен быть цивилизованным, демократическим, учитывающим особенности национального состава населения и конституционные права неказахов, принципиальным и последовательным, интеллектуально состоятельным”.