«Склока мелких самолюбий» или о чем спорит интеллигенция?

Уже несколько дней казахоязычная блогосфера активно обсуждает резонансное интервью видного отечественного писателя Мухтара Магауина, где он очень жестко прошелся по многим представителям казахской интеллигенции современности и недавнего прошлого.
Стоит отметить, что в русскоязычном сегменте казнета по этому поводу тишина. И это вновь отчетливо демонстрирует наличие различных повесток в обществе, показывает его разношёрстность и отсутствие единой культурной среды.
Что же касается самой личности героя статьи, то Мухтар Муханович постоянно активен в инфополе и, конечно, не нуждается в сиюминутном хайпе. Но, к сожалению, не всегда количество появлений равняется качеству озвученных мыслей.
Вот и в новом публичном разговоре с журналистом проекта «Halyq Uni» именитый публицист мощным напором красноречия не стесняется подвергать жесткой критике своих коллег по цеху.
По его мнению, Мухтар Шаханов, пытавшийся уничижительно критиковать Чингисхана, – «лжец и брехун», о котором даже говорить не хочется, а Дулат Исабеков его просто разочаровал как человек.
К сожалению, затронул мыслитель и давно усопших людей…Он считает, что Сабит Муканов служил советскому режиму, порочил идеи Алашорды и националпатриотизма. Шерхан Муртаза и Фариза Онгарсынова в 2003 году в стенах Парламента выступили за продажу казахской земли. Абиш Кекильбаев не оставил за собой доброго имени ни как писатель, ни как политик, а Сагатхану Ашимбаеву он помог поступить в университет, а тот неблагодарно впоследствии его критиковал.
И если покинувшие этот мир ему явно не ответят, то вот живые не заставили себя долго ждать. Так, Дулат Исабеков буквально через день дал двухчасовое интервью, где не стеснялся в выражениях в адрес оппонента. Цитировать не будем, оставим за скобками.
Интересно, что, говоря долго об экс-президенте, господин Магауин все же признает и часть собственной вины: «…интеллигенция сравнила Назарбаева с пророком Ноем и пророком Моисеем. Так что мы сами в определённом смысле взрастили его».
На наш взгляд, Мухтар Магауин по-актерски вошел в роль диссидента и изгнанника, притом что никаких реальных гонений в Казахстане он не испытывает и никогда не испытывал. А переезд в США и позже в Турцию – лишь его личное желание, связанное с работой сына Едыге за рубежом в редакции оппозиционного Азаттык. Возможно, это трудоустройство сына также повлияло на взгляды отца.
Нарциссизм, болезненное восприятие несогласия и напыщенность – не лучшие качества для любого человека, тем более для глыбы культурного пласта. На наш взгляд, главная трагедия общества в том, что уважаемые представители интеллектуальной элиты, кто должен нравственно наставлять нацию, формировать образ будущего и главное – рефлексировать по самым острым социальным проблемам страны, лишь занимаются мелким выяснением отношений между собой, в преклонном возрасте вынося на публику все «грязное белье» казахстанской интеллигенции. Скатываются до прямых оскорблений. Это прискорбно и демонстрирует «глубину» их дискуссий.
Вероятно, чувствуя подобные настроения и общую атмосферу между творческими аксакалами, Президент Токаев в своем недавнем интервью откровенно заявил: «… не все представители интеллигенции, выдающие себя за «совесть нации», достойно выполняют эту благородную миссию. Вместо настоящего духовного пастырства мы слышим нытье вокруг мелкотемья, привычные самовосхваления и жалобы на власть за невнимание к их материальным вопросам. Тем самым они пускают развитие национальной идеологии по ложному пути».
Есть надежда, что, помимо безусловного творческого наследия, деятели культуры задумаются и о том, какое наследие моральное и духовное они оставят потомкам. Иначе будет, как в крылатом выражении: мудрость не всегда приходит с возрастом, иногда возраст приходит один.