Рейтинг государственных деятелей
Наступившая политическая осень продолжает интриговать ожиданиями кадровых пертурбаций – традиционного для этого периода сюжетной линии. Вместе с окончанием ЭКСПО с паузы сняты общественно-политические процессы, которые были «заморожены» на период выставки для исключения форс-мажорных обстоятельств. Впереди и законодательное оформление ряда важных для власти инициатив в таких сферах как: налогообложение, религиозная деятельность, СМИ. Кроме того, государство продолжает адаптировать социально-экономическую политику под ухудшающиеся отношения между Россией и Западом. Другая линия осенней повестки – продолжение модернизации общественного сознания, требующая дальнейшей трансформации, как институтов, так и инструментов внутренней политики.
Конечно же, все эти процессы будут сопровождаться перестановками. При этом кадровая политика будет обусловлена и сменой поколений в управленческом истеблишменте. Безусловно, в начавшемся сезоне также вероятны эпичные провалы, которые условно можно назвать как «фактор Тиникеева», то есть когда в силу неожиданно возникших обстоятельств политик под освистывание публикой сходит со сцены.
«Саясат-Monitoring» провел экспертный замер индексов государственных деятелей. Респондентам предложено, используя 10-бальную шкалу, оценить персон, возглавляющие самостоятельные направления государственной политики, а также те или иные структуры власти. В качестве оценочных критериев выступили – результативность курируемой сферы и выполнение поручений главы государства. Сумма указанных критериев составила итоговое значение, которое определило итоговую рейтинговую позицию.
Новый сезон Адильбек Джаксыбеков начал с хорошими индексами и прогнозами. И это вполне закономерно. Летом он добавил в общий стаж работы главой администрации президента еще один год, став самым долгоиграющим руководителем в истории этой структуры. Выход на продленные полномочия обеспечил ему нахождение в активной политике как минимум ближайшие несколько лет. Его востребованность, по мнению респондентов, обусловлена умением обеспечивать диспетчерские функции – кооперировать работу всех структур власти, передавать нужный «крутящий момент» по управленческой вертикали и повышать общую адекватность системы. Джаксыбеков сосредоточен исключительно на президентской повестке, поэтому продолжает оставаться востребованным в своей нынешней ипостаси.
8 сентября Карим Масимов отметил первую годовщину работы в КНБ. Респонденты проводят прямую параллель между его назначением и усилением этой структуры. В частности, отмечается, что Комитет инициировал ряд громких уголовных дел. Также были изобличены сразу несколько крупных ОПГ, занимающихся хищением нефти и контрабандой на казахстанско-китайской границе. Кроме того, респонденты указывают на расширение компетенций и функционала КНБ. К примеру: принят новый технический регламент для операторов сотовой связи, упростивший доступ КНБ к данным абонентов сотовых сетей и их сбору; подписан закон, предоставивший Комитету расследовать уголовные дела о коррупции в отношении сотрудников специальных государственных органов, антикоррупционной службы и военнослужащих; в ведение КНБ передана Государственная техническая служба, осуществляющую деятельность в сфере информатизации, электронного документа и электронной цифровой подписи, в области связи и телерадиовещания. Как считают отдельные эксперты, в контексте управленческой незаменимости г-на Масимова можно назвать казахским Гувером.
Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев по управленческому стилю напоминает стайера – движется равномерно, без стартового ускорения и тактических «взрывов», но планомерно берет один отрезок за другим. Такая стратегия остается незамеченной у многих наблюдателей, привыкших к быстрым и красиво упакованным результатам, но на длинной дистанции стиль Сагинтаева эффективен. В такой манере он аппаратно укрепился, задает свою повестку, экономические показатели удерживает положительными, релевантен у главы государства. «Несмотря на разношерстную команду правительства, доставшуюся в большей степени от предшественника, премьер Сагинтаев сохраняет внутреннее единство, не допускает видимых внутриаппаратных конфликтов, демонстрирует умение работать со всеми и в заданных условиях». Респонденты прогнозируют, что премьер-министр продолжит «тихой сапой» проводить свою линию и возможно заменит отдельных членов кабмина.
Первый заместитель руководителя президентской администрации Марат Тажин в сжатый срок освоился в доверенной ему позиции куратора внутриполитического блока. Через четыре месяца после его назначения власть выдвинула новую идеологическую повестку: 12 января г-н Тажин был назначен в АП, а 12 апреля глава государства выступил с программной статьей давшая старт модернизации общественного сознания – первой за долгое время масштабной программы в сфере внутренней политики. Под общим кураторством Тажина запущена линейка спецпроектов, проведены кадровые решения, произведено обновление рабочего инструментария («власть стала технологичной, добилась существенной консолидации вокруг президентского курса»). Общий дух внутриполитической жизни сменился на рабочий формат. В целом, эксперты отмечают отказ от пропагандистского антуража в пользу системных решений. По мнению респондентов, Марат Тажин подтверждает президентский карт-бланш – «стартовый этап преодолен без потери первоначального запала и воодушевленности, программа пошла вниз по госаппарату, высокая индексируемость Рухани жаңғыру в риторике главы государства». Сам г-н Тажин демонстрирует подчеркнутый дистанционный стиль работы, без публичной вовлеченности.
Ахметжан Есимов успешно закрыл активный цикл выставки «ЭКСПО» – «мероприятие прошло без эксцессов, президент доволен, народу дали зрелище». Значимость результата Есимова усиливается тем, что на проект он был назначен в фазе близкой к критической – как по времени, так и по объему предстоящих работ. Кроме повышения личных индексов, Ахметжан Смагулович своим результатом продемонстрировал важную для своей поколенческой группы компетенцию – незаменимость «старой гвардии»: «Кейс Есимов-Ермегияев можно приводить в качестве классического примера в вопросе эффективности и значимости поколений управленческой элиты». Респонденты отмечают, что в поствыставочный период перед Ахметжаном Смагуловичем стоит задача запустить объекты ЭКСПО для гражданского пользования, тем самым окончательно выполнить свою миссию.
Первый политический сезон-2017 генеральный прокурор Жакип Асанов завершил в условном плюсе: глава государства подписал Закон «О прокуратуре». Этот документ является детищем генпрокурора, при этом с точки зрения ведомственных интересов, г-н Асанов, конечно, сузил аппаратные возможности прокуратуры, но в контексте общих задач развития, задал определенный тренд. В целом же, можно по-разному относиться к установкам продвигаемыми Асановым, но, как отмечают респонденты, он выступает катализатор изменений правоохранительной системы, поскольку «под стандарты, которые он задает, так или иначе, будут вынуждены стремиться руководители других силовых структур». Этот курс требует тонкой игры и соблюдения баланса между разными интересами. И хотя многие эксперты расценили кадровые перестановки в генеральной прокуратуре как свидетельство карт-бланша со стороны высшего руководства, но указали на серьёзные риски – конфликт с аппаратом, внутреннее сопротивление и как следствие, потеря функциональности всей структуры. В то же время отмечается, что генпрокурор Асанов в последнее время заметно сбавил обороты, смягчил риторику и сократил выходы в прессу. Это говорит о принятии правил игры и встраивание в общую конфигурацию. Предстоящая осень покажет насколько крепким был первый запал генпрокурора.
Как считают респонденты, министр информации и коммуникаций Даурен Абаев использует осень для дальнейшего укрепления аппаратных позиций. В частности, через политику цифровизации, которая имеет все шансы стать доминирующей в повестке госаппарата. Во-вторых, в скором времени ему предстоит защищать в парламенте поправки в законодательство о СМИ («по начавшейся пристрелке можно сказать, что ведомство Абаева стремится работать без лобовых атак, но первым номером»). В целом, эксперты отмечают, что МИК продолжает активно работать, «эффективно по всех направлениям своего функционала».
Для министра национальной экономики Тимура Сулейменова предстоящая осень будет серьезным испытанием. Экономическое давление Запада на Россию усилилось и уже в ближайшем квартале ожидается сужение экономики северного соседа. Соответственно рикошет прилетит и в Казахстан. В случае раскручивания самых негативных сценариев в отечественной экономике, министру Сулейменову грозит роль агнца, который будет принесен на жертвенный алтарь. Но это самый негативный вариант. Пока что ему удается удерживать позитивные тенденции, наметившиеся в национальной экономике. Он пользуется доверием и поддержкой премьер-министра Сагинтаева, открыт и убедителен в своих выходах в прессу, смог выстроить ровные отношения с экспертным сообществом и в целом сумел создать себе реноме профессионала и технократа.
По экспертным оценкам рейтинги министра внутренних дел Калмуханбета Касымова находятся в двойственном положении. С одной стороны, под его руководством МВД смогло зарекомендовать себя одной из охранительных опор системы. Если в прошлом году полицейские подтвердили свою эффективность во время земельных протестов, то в текущем году они на должном уровне обеспечили общественную безопасность во время выставки ЭКСПО и инцидента в «Абу-Даби Плаза». С другой стороны, полицейское ведомство регулярно сотрясают резонансные инциденты. Примеры только текущего года: поножовщина между полицейскими чинами ДВД Жамбылской области; конфликт между офицерами полиции в Кокшетау, закончившийся убийством одного из них (аналогичный случай произошел в Алматинской области); участие полицейского в убийстве двух человек в Семее. Этот негатив, который свидетельствует о серьёзных внутренних и системных проблемах, безусловно, играет не в пользу министра Касымова и служит вызовом для его карьеры. Ведь от обеспечения правопорядка зависит уровень доверия общества к власти в целом. К тому же, г-н Касымов находится в должности уже больше шести лет и приближается к пенсионному возрасту (в этом году отметил 60-летний юбилей), «а на финише карьерная кривая, как правило, берет нисходящий курс».
Министр здравоохранения Елжан Биртанов называется экспертами одним из открытий действующего правительства. Как и подобает новичку, г-ну Биртанову нужно было произвести маневр, чтобы выйти на оперативный простор. Таковым стала тема обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), на защиту которого он самоотверженно встал. Экспертные мнения разделились от «зря полез, принес репутационные издержки для кабмина» («стал раздражителем для аппарата») до «создал хороший прецедент» («стал символом нового формата чиновников»). Президентская пауза с дальнейшим продвижением медстрахования бьет в первую очередь по министру Биртанову. Предстоящая осень покажет, сможет ли он погасить раздражение аппарата в свой адрес, и как разрешит ситуацию с ОСМС.
Министр образования и науки (МОН) Ерлан Сагадиев представляет собой классический пример обманутых ожиданий: «это тот случай, когда человек не оправдал связывавшихся с ним надежд. И, по всей видимости, чем дальше, тем хуже». К новому политическому сезону он подошел с провалами по всем линиям. Скандалы вокруг Центра международных программ «Болашак», распределения образовательных грантов не лучшим образом свидетельствуют об управленческих компетенциях министра и его команды. При том, что фронт работы у сагадиевского МОНа расширился: к триязычию добавился и перевод государственного языка на латинскую графику. Единственная положительная роль – министр замыкает на себе весь негатив. И хотя назвать министра дезориентированным пока нельзя, но большинство респондентов считают, что вне зависимости от того, как осенью сложится его карьерная кривая, он в любом случае уже отыгранная фигура. При этом респонденты отметили нового вице-министра Асхата Аймагамбетова, который «хорошо зарекомендовал себя в регионе, а по приезду в Астану взял хороший старт, неплохо отыграв свою роль на парламентских слушаниях по проекту нового алфавита».