Быть с народом. Как Токаев реагирует на ЧП?
В последние годы многолетние нарывы в виде халатности, безалаберности и коррупции громко дают о себе знать. Плюс, в силу открытости общества и нынешней свободы СМИ все это сразу же становится общеизвестным и цитируемым. Причем власть в данном случае первой дает обратную связь, не то что не скрывая, а наоборот – активно освещая ход принимаемых мер.
Первым ударом стал Арыс в 2019 году. Возгорание на одном из армейских арсеналов повлекло за собой разрывы частей боеприпасов. Уже через пару часов после начала событий, когда город еще не был очищен от разлетевшихся боеприпасов, а служба госохраны не могла гарантировать безопасность, Токаев незамедлительно поднял борт №1 в небо. Остановить его многочисленным «советникам» не удалось. Прибыв на место, он лично пообещал абсолютную поддержку и помощь пострадавшим. Слово было сдержано в полном объеме.
Далее события в Кордае в начале 2020 года, где произошли массовые драки и беспорядки. Лидер Казахстана отреагировал сразу же, как только начали поступать официальные данные от правоохранительных органов. Сначала молниеносная реакция в аккаунте Президента в Twitter. Как известно, именно эту площадку он использует как скорое личное телеграф-агентство. Ну, а далее – посещение Кордайского района и встреча с местными жителями.
Решения и задачи в период пандемии всем хороши известны. Это и экстренное развертывание стационаров для приема заболевших, и выплаты населению по 42 500, внушительные надбавки медикам и многое другое, что по заслугам отмечено международными организациями и экспертами.
Про такие социальные меры, как списание кредитов уязвимым категориям населения, увеличение зарплат врачам и учителям в два раза, освобождение малого бизнеса от налогов на три года мы и вовсе не вспоминаем, принимая как данность.
2022-23 годы стали испытанием пожарами. Сначала Аулиекольский район Костанайской области, после – область Абай. И вновь быстрое и четкое реагирование, без промедлений и раздумий. Жесткие кадровые решения, траур и реальная рука помощи тем, кто пострадал. Без рисовки, без желания понравиться, а просто и искренне разделяя проблемы людей.
Завершая, хочу отметить: в начале президентства Токаева противники старались выстроить ему образ этакого кабинетного дипломата, оторванного от нужд простых людей, не понимающего чаяния и заботы народа, да и откровенно смотрящего на него свысока. Но, как известно, все познается в сравнении. А у нас в современной истории страны всего два примера поведения лидеров в таких ситуациях, и это абсолютно противоположные друг другу поведенческие паттерны.
За последние годы мы увидели истинное лицо Президента, его неподдельное чувство сопричастности с болью людей, с их заботами. Срочные вылеты на место трагедии – это важная часть его роли как лидера.
Даже сегодняшнее решение о разрыве сотрудничества с АМТ, как мне кажется, было больше эмоциональным. Никакой инвестор не может быть выше жизни и здоровья казахстанцев. И это, вероятно, принцип Токаева, который теперь станет константой в отношениях с иностранным бизнесом.
Адиль Сейфуллин, политолог, главный редактор проекта Sayasat.kz